Статья
2996 23 мая 2012 13:46

Культурная модернизация

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин считает целесообразным обратиться к президенту РФ с предложением о принятии стратегической национальной программы «Модернизация культуры».

«Считаю целесообразным обратиться к президенту РФ с предложением уже в этом году обсудить возможные параметры стратегической национальной программы под названием «Модернизация культуры», а в следующем году начать ее выполнение», - сказал Сергей Нарышкин пленарном заседании палаты в среду.

По его словам, программа должна быть новаторской по своим решениям и гибкой в выборе форм и приоритетов государственной поддержки. «По способу решения - похожей на приоритетный национальный проект, но более системной, многофакторной по своему охвату», - добавил спикер.

Как эти требования совместить, и сколько лет необходимо на ее выполнение - три-пять или, может быть, больше - это вопросы, которые нужно обсудить с правительством, заметил Нарышкин. Но, уверен он, «начинать такой разговор можно уже буквально сегодня».

Спикер надеется, что все думские фракции поддержат эту инициативу, отмечает «Интерфакс».

Предложение Нарышкина перекликается с заявлениями нового министра культуры Владимира Мединского, который намерен превратить культуру в приоритетную сферу.

«Культура - краеугольный камень, на котором стоит государство. Она стержень народного суверенитета. Культура определяет всё - от поведения частного лица в обществе (ведь, говорят, что человек себя ведёт так, потому что "культуры не хватает") до государственных масштабов. Надо вывести культуру в приоритетную область, сформировать культурную политику», - сказал министр в интервью газете «Московский комсомолец», опубликованном в среду.

По его словам, другая задача - добиться улучшения финансирования культурной сферы. «Проблем действительно много, но одна тянется еще с 90-х годов - это "остаточный принцип" отношения к культуре. Это неправильно», - отметил Владимир Мединский.

На вопрос как он будет всего этого добиваться, глава Минкультуры ответил: «Будем пахать. Под лежачий камень вода не течет. Будем биться».

Напомним, что в России уже существует программа по развитию культуры. Называется она федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы). Документ принят сравнительно недавно - в марте 2012 года.

Программа ставит своей задачей сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; информатизация отрасли;модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.

Несмотря на наличие федеральной целевой программы, предложение сделать по культуре фактически нацпроект может привлечь к этой сфере внимание и большее финансирование. Идея может быть обусловлена неплохими результатами в предыдущих нацпроектах – «Здоровье», «Жилье», «Сельское хозяйство».
 

Комментарии экспертов

Модернизацию культуры можно понимать по-разному. Например, сказать, что действительно, устарели эти Чеховы, Пушкины – что за публика такая? Подавай нам Пелевина и Акунина. Чем не модернизация культуры?

«Сбросим Пушкина с корабля современности» – был такой старый лозунг, который можно рассматривать как одну из первых попыток модернизации культуры.Так что модернизация культуры – понятие растяжимое. Большевики модернизировали русскую культуру. Возмущались, что там писали вечно про бога, про царя. А надо писать про трудящихся, про колхозы. Такая была модернизация культуры.

И сегодня можно модернизировать культуру. Что там вечно описывают? Бесконечный секс. А надо описывать трудовые подвиги, допустим, «Уралвагонзавода», или борьбу с американским империализмом. Так что в этом смысле много любителей модернизировать культуру.

Можно понять это и по-другому: что у нас (как и во всем мире, мы тут совершенно не исключение) очень сильно упал интеллектуальный уровень, и модернизация означает назад к Чайковскому и к Лобачевскому.

Модернизацию культуры каждый понимает в меру своей культуры.

У меня есть только одно маленькое такое сомнение: до какой степени гигантом мысли и титаном духа является господин Мединский, что он так смело берет на себя задачу превратить культуру в приоритетную сферу политики государства

Мне приятно, что в наше время есть люди, практически титаны Возрождения, которые считают, что им по плечу махину от Кантемира до Бродского, от Ломоносова до математика Арнольда направить и модернизировать.

Отрадно, что в наше время есть такие люди, которые считают, что эта поистине титаническая, циклопическая задача им по плечу. Это приятно.

Конечно, скептики скажут, что вся модернизация сведется к тому, что «Россия – великая наша держава, Россия – великая наша страна». Но я от таких подрывных идей далек. Я верю, что это не просто очередная попытка заниматься самохвальством, бахвальством, и, как сказал один человек, «прославлением начальства на доступном начальству языке». Я верю, что это нечто большее - что это действительно люди, которые считают себя способными воссоздать, переформатировать, восстановить и сдвинуть вперед необъятный корабль русской культуры.

Но не стоит забывать, что чем больше государство поддерживает культуру, тем больше культура нуждается в поддержке. Это бесконечный процесс. Опыт разных стран говорит о том, что культура растет сама собой (если под культурой понимать, например, искусство, литературу – они растут сами собой). Наука – да, несомненно, нуждается в поддержке.

Но, опять же, во всем мире сейчас на науку тратятся безумные деньги, а новых Эйнштейнов, Ньютонов или Дарвинов что-то не заметно. Поэтому идея, что есть какая-то зависимость (пусть даже не прямая) между количеством вбуханных денег и научными, литературными и культурными результатами, хоть и популярная, но, по-моему, не очень правильная.

Да, выдающиеся художники, допустим, Рафаэль, Леонардо, получали огромные деньги от королей, а Ван Гог рисовал картины практически бесплатно. Ньютон был президентом королевского общества и депутатом парламента, а, допустим, Эйнштейн - просто мелким клерком в патентном бюро. Пушкин был приближенным ко двору камер-юнкером, а Чехов просто журналистом на вольных хлебах. Нет никакой закономерности.

Как написал Пушкин: «ветру и орлу, и сердцу девы нет закона». К счастью, у культуры нет никакого закона. Культура высших достижений рождается как-то сама: иногда с помощью власти, иногда в борьбе с властью, иногда абсолютно безотносительно к власти. Великими художниками бывают люди необыкновенно богатые и абсолютно бедные. Знаменитыми учеными бывают люди и близкие к начальству, и далекие от начальства. Кибальчич сочинил теорию реактивного двигателя в тюрьме накануне смертной казни. Королева чуть было не расстреляли, но зато на него потом работала вся промышленность Советского Союза. Тут нет общего закона.

Что касается обычной культуры, то при определенных программах средние чиновники освоят средний бюджет - вот и все. Средние чиновники получат установку, что надо рассказать, что «Россия – родина слонов», и «мы самые лучшие в мире».

Самое смешное, что это всегда делается со ссылкой на американцев: «Видите, американцы же себя хвалят, поэтому и мы должны». В этом есть попытка подражания и кивания на американцев. Вот освоят чиновники эти бюджеты, и будут людям рассказывать, что «одна ты на свете, одна ты такая, хранимая богом, родная земля».

Если это считается культурой – ну, такую культуру, безусловно, внедрить в головы можно. Вне всякого сомнения.

От нового министра культуры понятно чего ждать - захоронения тела Ленина и прочих директив. Владимир Мединский не очень понимает, что министерство культуры в первую очередь занимается хозяйственными делами, а именно финансированием библиотек (включая сельские) и музеев (включая все краеведческие, которых у нас бесконечное количество), и в гораздо меньшей степени созданием культурных программ.

Создание культурной политики – это оксюморон, потому что культура - культурой, а политика - политикой. Вот в Соединенных Штатах Америки внутри страны пропаганда законодательно запрещена, при этом никаких ограничений на пропаганду за пределами своей страны нет - чем они и занимаются. У нас все делается наоборот: наше население пытаются научить тому, как они должны воспринимать свою страну.

У нас есть некоторое количество фундаментальных культурных реперных точек, почему бы не отталкиваться от них - вроде фильма «Ирония судьбы» или праздника 9 Мая. Но при этом это все должно происходить не по воле государства. Например, проект «Старые песни о главном», много сделавший в свое время для цементирования советского культурного кода, придумывали не в администрации президента и не в Министерстве культуры. Это был совершенно коммерческий проект, и так все и должно происходить.

Да, люди из администрации или из Министерства культуры могут встречаться с деятелями культуры, помогать хотя бы деньгами, но то, что и как делать, должны определять, сами художники и продюсеры. Модернизация культуры – это странное сочетание. Культура создается народом, а не начальниками.

Например, у нас сейчас поп-музыка вся перетекла в жанр, который почему-то называется русский шансо. Это произошло при чудовищном сопротивлении всех людей, которые вроде как могут определять культуру Первого канала, музыкальных телеканалов, музыкальных радио и т.д. А народу наплевать на их мнение, он это выбрал и все.

Мы можем относиться к этому как угодно, но народ выбирает сам, и культуру себе свою определяет сам, и здесь никто не сможет это переломить или изменить. Это при советской власти могли хоть как-то контролировать потребление культуры. Но сейчас в абсолютно свободной информационной среде это невозможно.

 Модернизация культуры - это может быть оцифровка библиотечных фондов, создание краеведческим музеем современной экспозиции и т.д. Но модернизация сознания населения – совершенно невозможна, это как национальную идею придумывать.

Государство может осуществлять разве что программы поддержки библиотек и музеев. Например, может быть внедрена программа грантов. Конечно, сразу возникает большой вопрос, а кто будет рассматривать заявки на эти гранты, но это уже вопрос технический.

Можно много говорить о пренебрежении культурными ценностями в 90-ые, о некотором возрождении их в нулевые. Мы давно и много говорили - давайте заниматься не только экономикой, но и культурой.

Кто-то говорил о необходимости большего внимания к образованию, к книге, кто-то переживал о том, что утрачены традиции отечественного кинематографа. Но все сходились ровно в одном - что постепенно те, кто ставил глобальные вопросы, перестали думать о нормах культурного взаимоуважительного человеческого общения, и нормы эти стали подвергаться коррозии.

Как это часто бывает, до прихода новых технологий, Интернета эта проблема была не столь публичной, ее можно было не замечать и не понимать. Но когда внезапно кухня переместилась в Интернет-пространство, проблема стала абсолютно открытой. Уровень наших культурных диалогов, понимание истории, наши ценности внезапно выползли на всеобщее обозрение, и стало ясно, что мы - очень серьезно больные люди.

Что показали нам демонстрации, которые происходили 6-го и не только 6-го? Что нами легко манипулировать. Уровень понимания нами ситуации таков, что нас легко и внезапно куда-то могут увести. И лишь спустя время мы одумаемся и скажем: «Куда мы вообще-то идем?».

Все эти битвы, в которых народ отчаянно принимает участие, зачастую действительно лишь разборки одних политиков с другими. Но именно тем они и опасны.

Поэтому правильно, вовремя спохватились. Культурой заниматься нужно. Другое дело, что нужно следить за тем, чтобы модернизация культуры не свелась к двум вещам. Первое – к проповеди, проповеди сейчас плохо работают, и второе - к раздаче очередных денег на патриотические произведения. Это тоже плохо работает.

Что такое культура? Культура – это образование. Чем хорош новый министр Мединский? Мединский хорош тем, что написал целый ряд книг, которыми он с полемическим задором борется с мифологизацией истории. Они недаром стали бестселлерами. Это борьба со стереотипами.

Да, пора браться за культуру. То, что раньше было культурой, теперь превратилось в значительной степени в гламурчик, в флешмобчик и всякую прочую белиберду. Я бы тоже с этим поборолся. Надеюсь, что у нас наберется достаточное количество таких людей в помощь Нарышкину и Мединскому.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".