Левитин пожаловался на отсутствие финансов
Министр транспорта Игорь Левитин выступил в Госдуме на внеплановом правительственном часе. Правительственный час с участием министра транспорта было решено провести в связи с последними катастрофами, случившимися с теплоходом «Булгария» и самолетом Як-42, в результате которых погибли люди.
О том, что Госдума позовёт Игоря Левитина на внеплановый «правительственный час», стало известно 8 сентября, на следующий день после авиакатастрофы Як-42 в Ярославле. На этом решении настаивали депутаты от всех фракций.
«Мы должны разобраться в истоках этой проблемы, которая уже стала системной проблемой. В ближайшее время мы пригласим на "правительственный час" министра транспорта Игоря Левитина и вместе будем разбираться с тем, что нам надо сделать для того, чтобы такие катастрофы более не повторялись», - сказал тогда Борис Грызлов.
За то чтобы заслушать отчет министра о ситуации в отрасли в связи с рядом серьезных катастроф, которые случились в последнее время на различных видах транспорта, ранее высказались все парламентские фракции.
Министр транспорта, выступая перед депутатами и отвечая на их вопросы, заявил, что главная проблема транспортной области – недофинансирование.
«Транспортная отрасль - она недофинансирована не сегодня. Идет большое недофинансирование с прошлых лет, и чтобы выйти нам на нормативы, нам необходимо еще (время), по автомобильным дорогам, до 2018 года», - заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин в ходе «правительственного часа» в Госдуме во вторник.
«Нам все это известно. Мы это обсуждаем», - отметил Левитин, комментируя вопросы депутатов о проблемах в транспортной отрасли, в частности, о безопасности авиаперевозок и качестве автомобильных дорог.
«Но при принятии федерального бюджета рассматриваются все отрасли экономики, в том числе и социальные вопросы, и вопросы обороноспособности страны. Поэтому, конечно же, мне больно и обидно за то что у нас недофинансирована транспортная отрасль, что есть катастрофы, которые происходят, но мы понимаем что нужно сделать у нас есть шаги, мероприятия. Нам нужна поддержка», - сказал министр транспорта.
Как отметил глава ведомства, правительство РФ до 2015 года вложит в развитие аэродромов 160 миллиардов рублей. Левитин отметил, что с 2002 года по 2010 год на реконструкцию и ремонт аэродромов было направлено 140 миллиардов рублей, в 2011 году на эти цели будет выделено 40 миллиардов рублей. По словам министра, в целом потребность в год составляет 67 миллиардов рублей.
Министр отметил, что сейчас в государственном реестре находится более 300 аэродромов, из них в срочном ремонте нуждаются 64.
Министерство транспорта также планирует разработать программу по выпуску региональных самолетов вместимостью до 50 человек, сообщил Левитин в ходе «правительственного часа».
«Необходима программа по выпуску самолетов с вместимостью до 50 кресел», - сказал Левитин, добавив, что «тип самолета до 50 кресел не заявлен в программе авиапрома».
Министр пояснил, что «мы должны закупать иностранную технику в этом сегменте», в том числе за счет субсидирования лизинговых ставок и региональных перевозок.
«Так как перевозки региональные убыточны - необходимо субсидирование. Мы надеемся на долевое финансирование пассажирских региональных перевозок», - сказал министр транспорта, комментируя вопрос о развитии региональных авиаперевозок.
Он отметил, что за счет субсидий поддерживается несколько грунтовых аэропортов на Крайнем Севере.
«И для нас важно, чтобы авиакомпания независимо от количества перевозок соответствовала правилам перевозок», - добавил Левитин.
Главе Минтранса был задан вопрос: «Почему, несмотря на то, что в странах Европы, в США и Азии количество самолетов, находящихся в воздухе, в десятки раз выше, чем в России, наша страна занимает второе место в мире по числу авиакатастроф и погибших в ней людей?» Отвечая, Левитин признал, что в 2010-2011 годах произошел «рост числа авиационных событий». Он называет основной причиной ЧП человеческий фактор, «выразившийся в сознательных нарушениях действующего законодательства в области гражданской авиации».
Глава Минтранса перечислил, о чем конкретно идет речь: это – «несвоевременное принятие решения об уходе на второй круг, запасной аэродром в случае попадания воздушного судна в сложные метеоусловия, несвоевременное принятие решений членами экипажей по прекращению полетного задания при проявлении отказов систем и агрегатов воздушного судна». Как правило, отметил он, все вышеуказанные «авиационные события» произошли в небольших авиакомпаниях, в которых внутренняя система управления качеством и система управления безопасностью полетов существовали формально. «К данным авиакомпаниям были применены меры инспекторского и административного реагирования, вводились ограничения в деятельность данных авиапредприятий», - проинформировал министр.
Депутаты всех фракций выступили с критикой работы министерства транспорта. Лидер «Справедливой России» и ее фракции в Госдуме Сергей Миронов заявил: «Если министр транспорта называет катастрофы и трагедии событиями, дальше - без комментариев. Все предельно ясно», - заявил Миронов. Он сообщил, что фракция «Справедливая Россия» будет требовать отставки Игоря Левитина. «У нас к министру не просто вопросы, у нас большие претензии к его работе», - подчеркнул он. Продолжил линию эсеров депутат Валерий Гартунг. «По безопасности» он поставил министерству «двойку», раскритиковал неоправданно высокие цены на транспортные услуги («сегодня перелететь из Москвы в Челябинск дороже, чем перелететь из Москвы в любой город Европы, хотя расстояние намного больше»), а также усомнился в том, что причина всех проблем, которые не может решить Минтранс, низкое финансирование.
«В 2009 году железнодорожный вагон продавался за 950 000 рублей, сейчас он стоит 2 миллиона 400. Вы говорите дайте еще денег, чтобы вагон стоил уже 5 миллионов.
Получается, что сколько бы денег ни давали, стоимость железнодорожного транспорта будет расти, количество его не увеличится, а проблема останется», - пояснил Гартунг на примере отрасли железнодорожного транспорта.
Сергей Гаврилов, депутат от КПРФ, выступая по итогам доклада министра, призвал коллег провести «очень жесткое, в рамках парламентского расследования, изучение причин оснований произошедших катастроф, предупреждение их в будущем и самое жестокое наказание всех причастных к этим происшествиям».
«Однако мы считаем, что поиском крайних и стрелочников спасти транспорт невозможно, и только карательными мерами восстановить доверие народа невозможно», - сказал Гаврилов. По его мнению, «транспортная реформа провалилась, Минтранс не имеет ни полномочий ни финансов для обеспечения эффективной работы отраслей».
Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев тоже собирался выступить с критикой министра. По сложившейся практике Шишкарев как председатель профильного комитета должен был выступать от имени думских единороссов. Однако, как сообщили «Ведомости», председатель Госдумы Борис Грызлов за день до этого на заседании фракции заявил, что в этот раз выступать будет вице-спикер Валерий Язев, курирующий этот блок. Отказ в возможности выступить на правительственном часе, по данным издания, побудила Шишкарева к тому, что он собрался покинуть «Единую Россию» и перейти во фракцию коммунистов.
Министр транспорта Игорь Левитин выслушал все замечания депутатов и пообещал все предложения, услышанные им во время «правительственного часа» обобщить и отправить на рассмотрение правительства.