Новость
738 19 июня 2025 13:19

Маркетплейсы уничтожают традиционные банки

За последние три года банки маркетплейсов показали беспрецедентный рост. Аналитики прогнозируют, что их влияние будет только усиливаться, создавая конкуренцию традиционным кредитным организациям.

Озон-банк с конца 2023 года увеличил активы в 3,5 раза, поднявшись с 77-го на 35-е место. Яндекс-банк за тот же период нарастил активы в 4,7 раза, переместившись с 121-го на 51-е место. Вайлдберриз-банк совершил еще более впечатляющий скачок — с 245-го на 91-е место.

Вайлдберриз-банк увеличил активы за 2024 год с 3,1 млрд до 57,1 млрд рублей, Яндекс-банк — с 31,4 млрд до 124,5 млрд рублей, а Озон-банк стал лидером по абсолютному показателю — с 75,9 млрд до 265,5 млрд рублей.

Совокупные активы этих трех банков, по данным ЦБ, выросли с 4 млрд рублей в начале 2022 года до 480 млрд рублей к апрелю 2025-го.

Параллельно увеличились и средства клиентов: Озон-банк привлек 212,9 млрд рублей, Яндекс-банк увеличил клиентские средства на 360% (до 101,2 млрд рублей), Вайлдберриз-банк показал рост на 482% (до 14,4 млрд рублей). По  словам экспертов, это свидетельствует о растущем доверии клиентов к финансовым продуктам маркетплейсов.

Между тем, несмотря на активную динамику, доля этих банков в общих активах российской банковской системы пока невелика — всего 0,2%, отмечают аналитики.

По мнению экспертов, главное конкурентное преимущество таких банков — доступ к миллионам пользователей маркетплейсов. Им не нужно тратиться на привлечение клиентов — они уже есть внутри экосистемы, и кросс-продажи банковских услуг здесь максимально эффективны.

Основные драйверы роста банков маркетплейсов — рассрочка и повседневные банковские услуги. Все маркетплейсы активно продвигают рассрочку, что привлекает клиентов.

Сначала маркетплейс-банки обслуживали только своих пользователей, но теперь выходят на массовый рынок. Например, 50% операций по картам Ozon сейчас совершаются вне маркетплейса. Также клиентов привлекают выгодные ставки по вкладам, кешбэк и удобное приложение, а в марте 2025 года ЦБ включил Озон-банк в список значимых платежных операторов.

Эксперты прогнозируют дальнейшую экспансию: банки маркетплейсов могут стать основными расчетными банками для физлиц и селлеров. Пока доминирует тройка лидеров (Озон, Яндекс, Wildberries), но возможны новые игроки — «Авито» (имеет лицензию финплатформы, но не планирует создавать банк) и Lamoda (пока ограничивается партнерскими программами).
4 июля 2025 Новость  Банковские карты ограничат в использовании Банк России совместно с профильными ведомствами обсуждает возможное ограничение количества банковских карт, которые может оформить один человек. Об этом сообщила глава департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина в ходе Финансового конгресса. 1 июля 2025 Новость  Девелоперов подозревают в распространении слухов Слухи о возможной заморозке средств на вкладах в российских банках в конце прошлого года могли распространять девелоперы, предположил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. 26 июня 2025 Новость  Банки увеличивают затраты на управление рисками Риски в деятельности кредитных организаций продолжают увеличиваться. Чтобы соответствовать ужесточающимся требованиям, банки вынуждены инвестировать значительные средства — в некоторых случаях более 100 млрд рублей.
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".