Статья
926 16 февраля 2016 19:43

Неудобная ситуация

Секторальные санкции, введенные против России Европейским союзом и Соединенными Штатами, могут быть отменены в конце 2016 года или в середине 2017 года. Вероятность такого сценария возрастает в связи с развитием внутриполитического кризиса на Украине и нежеланием украинской элиты выполнять политическую часть Минских соглашений, то есть интегрировать Донбасс на условиях, зафиксированных в Минске-2.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев предложил Европейскому союзу «набраться мужества» и снять антироссийские санкции. От санкций страдает бизнес (внешнеторговый оборот между Россией и Евросоюзом упал до десятилетнего минимума), требования которого к политикам найти алгоритмы восстановления экономического сотрудничества на фоне «заморозки» конфликта в Донбассе звучат все громче.
 
Секторальные санкции (то есть ограничения для российских компаний и банков) привязаны к выполнению Минских соглашений. Это требование, в свою очередь, имеет четкую верификацию – восстановление Украиной полного контроля над границей с Россией. Как только Киев вернет контроль над тем участком границы, который сейчас находится под контролем ДНР и ЛНР, и этот факт подтвердит миссия ОБСЕ, Совет Европейского союза и США должны отменить все секторальные санкции, в том числе касающиеся нефтяного и банковского секторов. Останутся в силе только ограничения, напрямую относящиеся к компаниям, которые ведут деятельность в Крыму. Под вопросом и отмена персональных санкций, которые станут предметом отдельного торга.
 
Однако снятие секторальных санкций возможно до или вне зависимости от возвращения контроля Киева над границей. Это может произойти в том случае, если Берлин, Париж и Вашингтон признают Украину стороной, которая несет ответственность за невыполнение Минских соглашений.

Одновременно Россия должна быть признана стороной, которая не в состоянии оказывать влияние на условия завершения процесса мирного урегулирования. В данный момент Киев как раз создал такую переговорную ситуацию, при которой, отказываясь выполнять свои обязательства, он делает невозможным для Москвы завершить выполнение своих обязательств – то есть обеспечить передачу украинской стороне контроля над границей.
 
Напомним, что выполнение Минских соглашений – результат обоюдного поступательного движения сторон к общей цели. Соглашения фиксируют этапы мирного урегулирования, которое начинается с прекращения огня и движется через конституционную реформу на Украине к проведению выборов, амнистии и восстановлению контроля над границей. После переноса выполнения Минских соглашений на 2016 год вопросы политического урегулирования стали ключевыми.

Тем не менее, украинские официальные лица подчеркивают нецелесообразность выполнения политической части соглашений. А внутриполитическая ситуация на Украине такова, что политические силы не в состоянии выполнить те обязательства, которые были приняты в рамках Минска-2. Так, представитель Украины в политической подгруппе Контактной группы Владимир Горбулин на прошлой неделе опубликовал статью, в которой де-факто призывает не выполнять Минские соглашения, ссылаясь на «ситуацию приближения политического кризиса в России». Верховная Рада отказывается рассматривать во втором чтении Конституционную реформу, предоставляющую Донбассу особый статус, не вводит в действие амнистию участникам событий в Донбассе и закон об особом статусе. Украинские представители в Контактной группе тормозят согласование специального закона о выборах на территории ДНР и ЛНР.

Эскалация политического кризиса, угроза досрочных выборов в Верховную Раду дают основания сомневаться в том, что Украина завершит выполнения своих обязательств до конца текущего года и что соответственно в Донбассе будут проведены местные выборы по украинскому закону.

Ключевым остается вопрос о завершении конституционной реформы, требование которой содержится в Минских соглашениях. Если поправки в Конституцию не будут рассмотрены во втором чтении или не будут приняты, Донбасс не получит особого статуса, а выборы не смогут состояться. В итоге Минские соглашения не будут выполнены. Таким образом, украинские власти загнали сами в себя в тупик, из которого им будет сложно выбраться в течение года.
 
Нет больших сомнений относительно того, что санкции в отношении России 31 июля 2016 года будут продлены. Однако если реализация Минских соглашений будет упираться в несостоятельность Киева выполнить свои обязательства, их продление по итогам 2016 года будет нецелесообразным. Западу будет сложно представить политические аргументы, чтобы продолжать санкционную политику в нынешнем объеме. Следует также понимать, что Европейский союз не пойдет на одностороннюю отмену санкций. Решение о смягчении санкций, скорее всего, будет совместным с Вашингтоном. 20 января 2017 года в США будет приведен к присяге новый президент. Барак Обама может оставить проблему налаживания отношений с Россией на решение новой администрации. Поэтому отмена секторальных санкций может стать одним из первых шагов в направлении «перезагрузки» российско-американских отношений.

Многое будет также зависеть от эффективной работы российской дипломатии, которой предстоит убедить своих западных коллег в том, что Москва не может выполнить последнее и ключевое условие Минских соглашений, поскольку Киев блокирует движение мирного процесса к завершающему этапу. Для укрепления своих позиций Россия может инициировать заключение очередного соглашения о прекращении огня, к выполнению которого будут жестко принуждаться республики.

Невыполнение Украиной политической части Минских соглашений и соблюдение соглашения о прекращении огня поставит Запад в конце года в неудобную ситуацию. Санкции будут действовать, в то время как сторона, на которую эти санкции наложены, не сможет оказывать влияние на условия их снятия. Таким образом, вопрос о передаче границы может оказаться нерелевантным потому, что не Москва, а Киев блокирует ее возвращение. В результате к лету 2017 года секторальные санкции с России могут быть сняты, а конфликт в Донбассе заморожен на неопределенное время.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора
____________

Читайте также:
Комментарии для сайта Cackle
19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2021 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".