Статья
3182 4 сентября 2015 15:57

Зачистка политсистемы

«То, что происходит сейчас во власти – это не просто кризис внутри парламентской коалиции. Это проявление глобальной проблемы отечественного политикума – его качества. Безответственная жадность до политической монополии одних, безответственный же популизм других и общее на всех безумие – самоубийственная смесь украинской политики, разрушающая страну».

Приведенная цитата – не плод творчества внесистемной украинской оппозиции, и не отрывок из штатного заявления правительства ДНР. Эти слова принадлежат перу главреда влиятельного киевского издания «Левый берег» – одного из рупоров «революции достоинства», неустанно превозносившего достижения тандема Порошенко-Яценюка.

Как видно, сегодня даже самым стойким адептам идеологии Майдана все сложнее игнорировать характерные черты постреволюционной Украины, среди которых – циничные кулуарные интриги в коридорах президентской администрации; управленческий стиль самого главы государства, вызывающий прямые ассоциации с манерой поведения Виктора Януковича; регулярные кровопролитные столкновения как в столице, так и на периферии; усугубляющееся на фоне масштабных коррупционных скандалов обрушение национальной экономики.

Сравнение с Януковичем в этом перечне появилось вовсе не для красоты слога. Подобно своему опальному предшественнику, Порошенко еще с прошлой весны избрал до банальности предсказуемую тактику завоевания симпатий электората и доверия зарубежных партнеров.

Начиная со своей предвыборной президентской кампании он не брезговал разбрасыванием громких и эффектных обещаний, возможность выполнения которых на практике не только не закладывалась в повестку дня, но даже и не анализировалась всерьез. Подобным образом Европе и России было обещано достижение мира на Донбассе через принятие закона об особом статусе и организацию политического диалога с мятежными республиками; самим украинцам – проведение долгожданной децентрализации и конституционной реформы. Через некоторое время после заключения соответствующих договоренностей все они в изящном бюрократическом стиле дезавуировались ближайшими соратниками президента, объяснявшими народу и миру, что, мол, их руководителя неправильно поняли, и ожидать от гаранта Конституции следования данному им слову – по меньшей мере, наивно.

Читайте также Конституционная реформа по-киевски

Первыми бесполезность диалога на таких условиях ощутили лидеры ДНР и ЛНР. Теперь, похоже, подходит к концу терпение и у представителей украинских радикальных сил, начинающих отчетливо осознавать реальную подноготную предложенной Банковой программы децентрализации.

От грядущих местных выборов бенефициары прошлогоднего кризиса ждали многого – в первую очередь шанса на преодоление собственной маргинализации и сохранение политического влияния если не в национальных, то хотя бы в региональных масштабах. В итоге нескрываемое стремление команды Порошенко удержать контроль над властью на местах даже после расширения полномочий областных заксобраний в первую очередь ударяет по партиям и объединениям, взлет которых стал следствием общего расшатывания украинской государственности.

Именно поэтому инициаторами текущего противостояния вокруг поправок в Конституцию стали общепризнанные политики-однодневки – Олег Тягнибок, Дмитрий Ярош и Олег Ляшко. «Свобода», некогда взращенная администрацией Януковича в качестве «пугала» для впечатлительных евробюрократов, постепенно утратила позиции даже в базовых западных регионах; «Правый сектор»*, оставшись без админресурса своих покровителей – Коломойского и Наливайченко, уже давно лишился каких-либо электоральных перспектив; «Радикальная партия» все меньше интересует собственного главного спонсора Сергея Левочкина, сосредоточенного на работе с «Оппозиционным блоком».

Стремительно уходящие в прошлое структуры и персонажи, набравшие очки на февральских событиях 2014-го года и баталиях донбасской войны, в отчаянии пытаются привлечь к себе внимание и искусственно спровоцировать очередную кризисную ситуацию, от обилия которых украинское общество уже успело утомиться. Этой усталостью на Банковой успешно пользуются, с каждым разом все сильнее сужая поле для маневра ультраправых лидеров.

Читайте также Без лишних фантазий

Впрочем, «зачищая» политическую сцену от радикальных элементов, Порошенко едва ли сможет уменьшить вероятность грядущего столкновения с более весомыми и обладающими практически неограниченными ресурсами политико-олигархическими группировками. Каждая из них без лишней маскировки ждет того момента, когда теряющий популярность и допускающий все больше промахов президент оступится фатально, оставшись и без доверия избирателей, и без поддержки разгромленного им же «силового крыла» Майдана.

Пока что наиболее влиятельные оппоненты Банковой предпочитают работать над достижением своих целей обособленно. Добивающийся реванша Игорь Коломойский продолжает воздействовать на ситуацию через «Самопомощь» Андрея Садового, сохраняющую немалые шансы на установление контроля над западными заксобраниями, и новое объединение «Укроп», включающее видных представителей элит Днепропетровской и Одесской областей. Сергей Левочкин вкупе с другими бывшими «регионалами» уже предвкушает прогнозируемый сегодня триумф «Оппозиционного блока» при формировании органов власти на юго-востоке страны. Наконец, Юлия Тимошенко готовится к полномасштабному выходу из тени и перехвату электората своих бывших ставленников, год назад переметнувшихся в «Народный фронт».

Наметившийся летом конфликт БПП с другими потенциальными конкурентами – лидером «Удара» Виталием Кличко и «народными фронтовиками» - Яценюком, Турчиновым и Аваковым – Порошенко пытается погасить путем прямого поглощения в первом случае, и заключения полусекретного сепаратного соглашения – во втором. Впрочем, дивиденды от такого рода маневрирования представляются весьма сомнительными. На фоне многочисленных управленческих неудач киевского градоначальника и провальной по всем направлениям деятельности премьер-министра, продолжение блокирования с ними способно принести президенту не только дополнительные голоса не растерявшей романтического настроя публики в столице, но и немалые репутационные издержки за ее пределами.

Таким образом, ключевой вопрос нового политсезона состоит в том, сумеют ли Коломойский, Левочкин и Тимошенко, а также отдельные региональные тяжеловесы (например, так называемый «хозяин Закарпатья» Виктор Балога) объединить усилия для подрыва позиций Порошенко. Если подобный поворот событий все же произойдет, неформальная федерализация начнет происходить не де-юре, но де-факто, и любые попытки Банковой помешать этим процессам только усилят раздражение противостоящих ей элит. Донбассу, в результате, останется лишь дожидаться закрепления новых украинских реалий на законодательном уровне, с последующем возобновлением переговоров о своем особом статусе и поэтапным встраиванием в трансформировавшееся государственное устройство страны.

Читайте также Санкции за срыв местных выборов заслуживает Киев, а не Москва

Однако политического чутья президентской команды, неплохо освоившей применение принципа «разделяй и властвуй», может и хватить для успешного противодействия дезинтегрированным пока что оппонентам. Минимизировав влияние оппозиции, Порошенко окажется перед выбором: либо продолжить укрепление собственной власти, по донбасскому вопросу используя нынешнюю тактику «ни мира, ни войны»; либо пойти на обсуждение некой новой конструкции украинской государственности.

На сегодняшний день, замораживание конфликта по аналогии с Приднестровьем, видимо, представляется Киеву выигрышным в долгосрочном плане вариантом. В действительности же, нерешенность проблемы мятежных территорий год за годом будет способствовать разложению национальной политической системы, как это некогда произошло в Молдове - после отвержения Владимиром Ворониным знаменитого «меморандума Козака».

Аналогичный вариант урегулирования конфликта со временем может быть предложен и Петру Порошенко, которому в этой ситуации предстоит не повторить ошибок бывшего молдавского руководителя. Однако в данный конкретный момент перед ним стоят куда более приземленные задачи. В ближайшие месяцы станет ясно, есть ли у Порошенко сила воли для сохранения рассыпающегося на глазах скелета строившейся им властной вертикали, как и для того, чтобы по прошествии времени не превратиться из полноценного (хоть и не самого эффективного) президента в своего рода невольного зицпредседателя Украины – со всеми вытекающими последствиями.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев» 

Все статьи автора 

* Экстремистская организация, запрещенная в России.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".