Статья
9505 24 июля 2014 10:21

Рада закрывается

Спикер Верховной Рады Александр Турчинов объявил о роспуске фракции Коммунистической партии в украинском парламенте.

«На 1 июля 2014 года эта фракция сократилась до 23 народных депутатов (из 33), что значительно меньше, чем минимальное количество фракции. В связи с этим и на основании части 4 статьи 60 регламента Верховной рады объявляю о роспуске депутатской фракции Коммунистической партии Украины в Верховной Раде седьмого созыва», — заявил Турчинов на заседании Рады, передает РИА Новости.

22 июля Верховная Рада с четвертой попытки приняла закон, вносящий изменения в регламент украинского парламента, которые позволяют распустить фракцию Коммунистической партии. За данное решение проголосовали 232 депутата при 226 необходимых. Позднее президент Украины Петр Порошенко подписал этот закон. Турчинов на заседании парламента 23 июля пообещал, что, как только документ вступит в силу, он выполнит «свою историческую миссию и объявит о прекращении существования фракции коммунистов».

Поправки предусматривают, что председатель Верховной Рады может объявлять о роспуске фракции, если количество депутатов в ней меньше, чем было в самой маленькой фракции, сформированной на протяжении первой сессии парламента. Как сообщалось, на первой сессии Рады текущего созыва меньше всего депутатов было во фракции КПУ (33 человека), а впоследствии из нее вышли еще 10 парламентариев.

Лидер компартии Петр Симоненко ранее назвал решение о роспуске фракции неконституционным. «Этим решением растоптана воля граждан, а это более 13% граждан Украины, которые проголосовали в поддержку Компартии Украины на выборах. А это 3 миллиона граждан Украины», — заявил он. По оценке Симоненко, коммунисты стали «жертвой борьбы с инакомыслием».

Тем временем украинские власти могут запретить и всю Коммунистическую партию Украины. О такой возможности Александр Турчинов заявил еще в середине мая. «Очень много информации и материалов относительно соучастия представителей компании в организации террористической и сепаратистской деятельности. Я бы просил Министерство юстиции рассмотреть этот вопрос и при наличии доказательств подать в суд материалы относительно запрета коммунистической партии в Украине», — сказал он тогда во время заседания Верховной Рады.

Между тем Фракции Верховной Рады УДАР и «Свобода» заявили о выходе из парламентской коалиции.

Об этом на заседании Рады сообщили лидеры фракций - Виталий Ковальчук и Олег Тягбинок, передает «РБК-Украина».

Сложившаяся ситуация позволяет начать процедуру роспуска парламента.

В конце февраля в Верховной Раде была создана коалиция «Европейский выбор», в которую вошли 250 народных депутатов из фракций «Батькивщины», УДАРа, «Свободы», а также парламентариев депутатских групп «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина».

Согласно украинской конституции, в коалицию должно входить большинство народных депутатов, но не менее 226. Президент имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады и назначить парламентские выборы, если в течение одного месяца со дня прекращения деятельности коалиции в парламенте не сформирована новая коалиция.

Ранее советник президента, депутат Николай Томенко отметил, что в случае, если 24 июля парламентское большинство не поддержит постановление о самороспуске Рады, то многие народные избранники напишут заявление о выходе из коалиции.

Президент Украины Петр Порошенко ранее высказывался за проведение осенью досрочных парламентских выборов.

Предполагалось, что украинский парламент в ходе закрытого заседания 24 июля может обсудить также введение военного положения на Донбассе, однако информации об этом по итогам заседания не поступало.

По существующему закону, решение о введении военного положения может принять только президент, который выносит соответствующее предложение на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны, после чего издает указ. Только тогда к делу подключается Рада, которая должна одобрить указ. Соответственно, сами по себе депутаты не могут заставить Петра Порошенко ввести военное положение — только настоятельно рекомендовать путем принятия постановления с соответствующим призывом, отмечает «Газета.ру».

Известно, что президент Украины Петр Порошенко высказывался против этой идеи, мотивируя свою позицию финансовыми соображениями. «Странам в состоянии войны МВФ не дает денег. Об этом никто не думает, когда ставит сегодня вопрос о военном положении», - говорил ранее Порошенко на встрече с депутатами. Кроме того, его не устраивает, что «в военном положении запрещены поставки оружия, продукции двойного назначения», а ему для карательной операции нужна армия и соответствующее обеспечение.

Отметим, что военное положение означает введение комендантского часа, тотальную проверку документов, права на приостановку деятельности отдельных политических сил, а также переход предприятий на работу для нужд обороны страны. Проблема в том, как все это осуществить в условиях реальных боевых действий на востоке Украины, отмечается в публикации «Газеты.ру».

К тому же режим военного положения сопряжен с такими возможностями, как, например, конфискация частной собственности, вплоть до личного жилья граждан, под нужды армии, а это едва ли поспособствует росту популярности боевых действий.

Издание указывает, что за предложениями депутатов может скрываться совсем другая подоплека. В условиях военного положения роспуск и перевыборы парламента будут запрещены.

Комментарии экспертов

Решения Верховной Рады носят заведомо недемократичный характер, они максимально далеки от европейских ценностей, от ценностей демократии. Известно, что ставится вопрос о запрещении КПУ. Одновременно Рада распускает фракцию – это является нарушением всех демократических ценностей.

Однако логика нынешней украинской власти носит совершенно другой характер. Одним из элементов пробандеровской идеологии, которая, безусловно, является идеологией правящей элиты, является борьба с коммунизмом, борьба с коммунистической партией. Это стало элементом программы партии «Свобода», «Правого сектора», да и, наверное, большинства других нынешних партий, кроме «Партии регионов».

В логике этих партий борьба с коммунизмом возможна в американском варианте первой половины XX века. Если человек квалифицируется в качестве коммуниста, причем совершенно необязательно, что он, действительно, является коммунистом, против него возможно использование любых полицейских мер: заключение его под стражу без нарушений каких-либо законов с его стороны, преследование, увольнение его с работы. По всей видимости, нынешнее правительство Украины собирается или уже реализует аналогичную программу по борьбе с коммунистами. Однако очевидно для всех здравомыслящих людей, что это не соответствует никаким ценностям демократии и было бы просто невозможно в другой стране мира, тем более такой, которая претендует на следование демократическому пути.

Но самое главное, что коммунистическая партия не является одной из сильных в стране, её электорат небольшой. Поэтому очевидно, что для властей Украины здесь важна даже не просто борьба с коммунистами, которые не представляют угрозу, но и попытка заткнуть все голоса, которые высказываются против их действий.

Что касается выхода партий из коалиции. У населения и у элиты возникают вопросы к недавно избранному президенту Украины, который за это время нельзя сказать, что сумел показать себя в качестве самостоятельного политика, который предлагает какую-то содержательную программу. Может быть, она готовится, нам сложно судить. Очевидно, что различные мирные планы по юго-востоку Украины не только не удались, но они и не были мирными.

Те, кто поддерживает Порошенко, и те, кто за него голосовал, пока не видят с его стороны каких-либо свершений. А та правящая коалиция, которая сформировалась в Верховной Раде, очевидно, принимает решения, которые пока носят абсолютно непопулярный характер: увеличение тарифов, разрыв всех экономических связей с Россией, увеличение задержки по заработным платам, что приводит к проблемам у целого ряда отраслей Украины. Я думаю, что действия этих партий связаны с тем, что они предвидят экономический крах, на грани которого находится Украина, и хотят максимально дистанцироваться, чтобы ответственность и за их, в том числе, действия не ударила по им самим.

Что касается военного положения на юго-востоке, то действия там уже превзошли любые нормы даже чрезвычайного положения. Поэтому с военной точки зрения, наверное, это маловажно. А с точки зрения отношения западных стран к господину Порошенко это, безусловно, важно. Потому что введение чрезвычайного положения на большой территории страны подчеркнет и закрепит тот факт, что на Украине идет гражданская война между двумя частями страны. И таким образом будет перечеркнута пропагандистская линия Порошенко, который говорит, что действия на юго-востоке идут со стороны ограниченных групп «террористов», что это «антитеррористическая операция», что идет борьба с какими-то мифическими подразделениями российских войск.

Вся эта линия будет, повторюсь, перечеркнута. Поэтому введение военного положения тоже не в интересах Киева. Хотя, возможно, что в результате военных проигрышей, военного поражения на юго-востоке и одновременной готовности киевской власти, несмотря на жертвы, все равно эту гражданскую войну продолжать, то, возможно, дело дойдет и до военного положения.

Роспуск фракции коммунистов в данном случае чисто техническая регламентная проблема. В свое время численность фракции по регламенту была ограничена не менее чем пятнадцатью депутатами. Так, фракция Прогрессивной социалистической партии Украины, которая присутствовала в парламенте пятого созыва, была распущена, потому что ее численность опустилась ниже предела, определенного регламентом. После этого в регламент были внесены изменения, в соответствии с которыми любая партия, преодолевшая трехпроцентный барьер, независимо от численности ее членов в законодательном органе формировала фракцию. То есть численность фракции не ограничивалась, могло быть и пять, и семь, и десять, и больше человек. Сейчас для роспуска фракции компартии опять были внесены изменения в регламент и опять установлена предельная численность фракции. 

С точки зрения работы в Верховной Раде запрет фракции несколько уменьшает возможности Компартии. В частности, при наличии фракции ее представитель имеет право выступить по любому обсуждаемому вопросу. Если фракции нет, то нужно записываться, и тогда депутат может просто не дождаться своей очереди на выступлении. Таким образом коммунисты могут лишиться регулярного выступления с трибуны. Они потеряют некоторые технические возможности – кабинет руководителя фракции, автомобиль, будут ограничены в выступлениях в парламенте. Я думаю, что важнее намерение в принципе запретить коммунистическую партию. Уже подан иск в суд, КПУ обвиняется в финансировании повстанцев на Юго-Востоке. Это, безусловно, выглядит более существенным моментом, потому что в случае такого запрета коммунисты будут просто вычеркнуты из политической жизни. 

Что касается других политических сил, которые могли бы выразить протест против карательной операции, то периодически с протестами выступает часть регионалов. Но проблема заключается в том, что «Партия регионов» как политическая сила практически прекратила свое существование, потеряв свои базовые опорные регионы: Крым, Донецк и Луганскую область – девять миллионов населения, и на последних выборах это население в основном проголосовало за «Партию регионов». Кроме того, «Партия регионов» в результате своей соглашательской позиции в ситуации с Януковичем в принципе потеряла поддержку избирателей. Сейчас при любых выборах она практически не имеет шансов преодолеть барьер в парламент. 

Организованная политическая сила, которая в состоянии не то чтобы выиграть выборы, но, по крайней мере, провести в парламент существенную фракцию – это только Коммунистическая партия. Не случайно КПУ собираются закрыть – политическое поле просто зачищается от оппонентов для того, чтобы партии, поддержавшие переворот, не имели альтернативы, и таким образом поставили парламент под свой полный контроль.

О политических силах, которые вообще могли бы занять ведущую роль в стране, говорить не приходится. Скажем, партия «Батьковщина» в значительной степени тоже потеряла поддержку избирателей. Партия «Удар» пользуется условной поддержкой как партия, поддерживающая Порошенко, в данной ситуации это в основном административный ресурс. Партия «Свобода» пользуется поддержкой в основном базовых для нее западных областей, в которых они создали свой собственный неонацистский заповедник. Точно так же, как Коломойский контролирует несколько областей Юго-Востока, они контролируют несколько областей Галиции, фактически создав там свое удельное княжество, но их популярность не распространяется на территорию всей Украины. 

Поэтому говорить о какой-то организованной политической силе, которая могла бы представлять интересы даже правого сектора украинской политики, сейчас просто невозможно. 

Что касается военного положения, то его вводят уже чуть ли не два месяца, и никак не введут. На интересах Юго-Востока это абсолютно никак не отразится. Война уже идет и объявление военного положения будет только фиксацией и так уже происходящих событий. Более того, фактически введение военного положения хотя бы каким-то образом конституирует деятельность войск, находящихся сейчас на Юго-Востоке и ведущих бои против ополченцев. Я не уверен, что в рамках военного положения они будут соблюдать законы, но сейчас войска действуют вообще вне рамок какого бы то ни было закона.

Поэтому в данной ситуации введение военного положения или не введение его больше отразится на украинской внутренней политике – на вопросе возможного роспуска парламента, возможных досрочных выборов в парламент и т.д., потому что в условиях военного положения их проводить нельзя. Когда и так используются авиация, артиллерия, силовая бронетехника, что еще может внести военное положение? – Да ничего.

Происходящее с фракцией коммунистов в Раде меня не удивляет. Коммунисты сами сжались в парламенте как шагреневая кожа. Лидеры партии во главе с Петром Симоненко уже не адекватны той ситуации, которая складывалась и до начала боевых действий на востоке, и, тем более, в ходе этих стремительно растущих милитаристских и политических процессов. Так что здесь ничего удивительного нет, коммунисты теперь - отдельные внефракционные депутаты, и будут портить кровь правящей коалиции по мелочам, как политические комары.

Хотя, если на осень будут объявлены внеочередные парламентские выборы, то в ходе них я бы не заказывал на сто процентов реквием по коммунистической партии, как думают ее противники. Не исключено, что сейчас партия коммунистов может возродиться. Уже без Крыма, без Донбасса, но в центре Украины (да и не только в центре) присутствуют настроения, достаточные для того, чтобы провести коммунистическую группу в парламент. 

Сейчас сложная социальная ситуация. Людям не хватает той политической силы, которую они могли бы считать своей. Это может послужить политической реанимации коммунистической партии и ее представительства в парламенте. Но на общий внутриполитический процесс, я думаю, это вряд ли особо повлияет. При этом я не исключаю прибытия на восток коммунистических функционеров, которые попытаются подать себя здесь в глазах воюющих народных республик как людей нужных и обладающих определенным политическим опытом, хотя их опыт на сегодня весьма незадачлив. 

Что касается военного положения, то страна, общество фактически находятся в состоянии войны. Ведя фактическую войну, официальный Киев не решается даже объявить ее таковой. Возможно, власти следуют рекомендациям своих заокеанских хозяев или имеют еще какие-то соображения и экономические доводы, но рано или поздно придется назвать вещи своими именами. Они не решаются: то ли объявлять военное положение по всей стране, то ли частично в бывших восточных районах Украины, которые никоим образом уже не являются ее территорией по сути - она контролирует их с переменным успехом, от случая к случаю. Поэтому говорить о каком-то политическом переломном моменте для Донбасса в связи с формальным объявлением военного положения не приходится. Для Востока это ничего не изменит, а вот для киевских экономических и финансовых структур это будет очередным испытанием. 

Придется раскошелиться и по бюджетной линии, и по внебюджетным, и платить участникам военных действий как положено в соответствии с их же законодательством и т.п. Это будет еще один плюс для востока, потому что теперь будет исчерпываться финансовый и экономический блок, быстрее будут уходить средства, буквально в песок – в никому не нужные снарядные и ракетные залпы, потому что они, по большому счету, являются таковыми не столько для Донбасса, сколько для Киева. Он выхлопывает в эту войну на востоке свои последние силы.

Я думаю, что рано или поздно Киеву предъявят счет те же американцы и скажут: «Сколько можно уже держать вас, малоэффективных, ни на что не способных, по большому счету, фиктивных политиканов?». Полагаю, что осень станет решающим моментом, который похоронит потуги и любителей вводить военное положение, и тех, кто любит закрывать те или иные партии, движения и т.д.

Если Украина пытается заявить о себе как о европейском государстве, интегрироваться в ЕС, то киевские власти предпринимают совершенно противоречащие этому шаги. Если посмотреть на то, как проходят заседания Верховной Рады – это позорное издевательство над демократией и парламентаризмом. Другая точка зрения не обсуждается, не критикуется, а насильно подавляется – с кулаками накидываются на депутата КПУ Петра Симоненко.

Сейчас на Украине силой насаждается абсолютно фашистский режим, абсолютно националистический.

Что касается запрета Компартии, – невозможно запретить идеологию. За КПУ и Петра Симоненко голосовало более трех миллионов граждан Украины. И позиция украинских коммунистов о том, что необходимо прекратить бессмысленное кровопролитие – совершенно верная. Но киевские власти этому противостоят.

История повторяется, всегда идет по спирали: мы знаем, как начал Гитлер, как он закончил. Первое, что сделали каратели Нацвардии, когда вошли в Донбасс – разрушили памятник Ленина – памятник основателя Украины.

Компартия Российской Федерации поддерживает Коммунистическую партию Украины, Петра Симоненко и максимально будем способствовать тому, чтобы дело дошло и до Европейского суда.

При складывающейся ситуации Украину ждет полный экономический и политический коллапс. Ни Порошенко, ни другие представители официальной киевской власти не самостоятельны, они являются марионетками Вашингтона, выполняют задачу агрессивной политики США в отношении России.

Коммунистическая фракция всегда была «золотой картой», она всегда подпирала и поддерживала ту власть, которая была. Люди, естественно, негативно воспринимали эти вещи. Новая политическая власть продолжала в том же духе использовать эту политическую силу, - лишь для своих политических интересов. И коммунисты, в принципе, были не против договариваться.

Но созрел другой политический тренд в стране. Та политическая сила, коммунистическая, которая имела в списке своих требований социальные вопросы, – она уже перестает быть выгодна киевской власти, потому что ни о какой социалке сейчас не может быть и речи.

Кроме того электорат, на который претендует новая власть – это электорат КПУ. Поэтому коммунистов и постарались вычеркнуть с политического поля Украины. Но, думаю, коммунистам Украины это только повысит рейтинг, как чему-то запретному. Было бы желание членов этой партии, они сами сумели бы это использовать себе во благо. Но, к сожалению, они ведут себя несмело.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".