Статья
7193 22 июля 2019 8:58

Украина после выборов

Вчера на Украине прошли парламентские выборы. И, хотя Центризбирком ещё не закончил подсчёт голосов, можно с уверенностью утверждать, что партия нового президента Владимира Зеленского одержала уверенную победу. Тем не менее, «Слуга народа», по всей видимости, получает относительное, но не абсолютное большинство, а значит формирование коалиции с другими партиями неизбежно. C кем может заключить союз партия украинского президента, и насколько стабильным может оказаться такое партнёрство?

Набрав во втором туре президентских выборов фантастические 73% голосов, Владимир Зеленский на время объединил большинство украинцев. Не занимая ни явно националистическую, ни откровенно пророссийскую позиции, он смог воссоздать политический центр на Украине, а его партия «Слуга народа» закономерно имела, по данным различных соцопросов, рейтинг порядка 45-50% накануне парламентских выборов.

Однако с учётом особенностей украинской политической системы, когда половина депутатов Рады избирается по партийным спискам, а половина — по мажоритарным округам, лидерство партии Зеленского не было столь однозначно. Набирая по партийному списку около 50% голосов, она таким образом получает около 110 депутатов от необходимых для получения большинства в парламенте 226 мест. Ещё примерно столько же предстояло набрать по округам. И тут возникли сложности.

На юге и востоке Украины конкуренцию Зеленскому составляют местные финансово-промышленные группы, представленные «Оппозиционной платформой» Виктора Медведчука и «Оппозиционным блоком» Вадима Новинского, Евгения Мураева и Геннадия Кернеса. В центре были представители «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Европейской солидарности» (ЕС) Петра Порошенко. В западных округах, помимо той же ЕС, за прохождение в парламент боролись националисты.

Плюс в округах традиционно сильны местные феодальные князьки, зачастую не имеющие устойчивой партийной принадлежности, и далеко не всегда безусловно лояльные центральной власти. Свою роль играло и то, что партия Зеленского до недавнего времени была, в общем-то, виртуальным проектом, и партийные структуры и предвыборные штабы формировались последние пару месяцев буквально на коленке.

Всё это позволяет предположить, что Зеленский вряд ли сможет набрать недостающие 110-120 мест в мажоритарных округах, и получить необходимое большинство в 226 голосов. В принципе, по доброй украинской традиции «Слуга народа» мог бы добрать недостающие голоса просто перекупив беспартийных мажоритарщиков, и сформировать первое в украинской истории однопартийное большинство. В этом случае президент получит абсолютно послушную Раду и сформированное полностью под себя правительство. Но нужно ли это Зеленскому?

Перед новой украинской властью стоит ряд серьёзных вызовов: урегулирование конфликта в Донбассе, проблема высоких тарифов по ЖКХ, низкие зарплаты и пенсии. Осенью нужно будет принимать бюджет, продлевать закон об особом статусе Донбассе, а ближе к зиме возникнет вопрос сохранения транзита российского газа через украинскую территорию. Простых рецептов для этих вопросов нет, и решить все накопившиеся проблемы одним махом вряд ли получится. А значит рейтинги Зеленского и его партии начнут проседать.

Так, по данным социологической группы «Рейтинг», опубликованным накануне второго тура президентских выборов, почти 40% украинцев ожидают от нового главы государства позитивных результатов в течение первых полугода правления, и ещё 25% — готовы ждать «целый год». Зеленский победил на выборах в апреле, парламентские выборы прошли в июле, новая Рада заработает и сформирует новое правительство скорее всего к сентябрю, то есть уже пройдёт почти полгода с момента избрания Зеленского.

Сразу после формирования Рады и правительства перед новой властью мгновенно встанут непопулярные вопросы принятия бюджета, регулирования тарифов и социальных выплат, сохранится проблема мирного урегулирования в Донбассе. И что бы ни делала новая власть, она будет задевать чьи-то интересы: бедняков или олигархов, националистов или пророссийских украинцев.

В этом ситуации президенту может быть крайне выгодно с самого начала сформировать коалицию с другими партиями. Представители других фракций получат несколько не самых важных министерских портфелей, в рамках коалиционных соглашений будут совместно голосовать, и таким образом разделят со «Слугой народа» политическую ответственность за принятие непопулярные решения.

Важным трендом современной украинской политики является запрос на новые лица. А значит формирование коалиции с партиями Порошенко или Тимошенко вряд ли возможно, поскольку будет нести значительные репутационные издержки для «Слуги народа». За Тимошенко тянется долгий шлейф коррупционных скандалов, а за Порошенко, которого также обвиняют в коррупции, закрепился и образ жёсткого националиста, что неприемлемо для голосовавших за Зеленского умеренных украинцев.

Союз с «Оппозиционной платформой» также сомнителен. В команде Зеленского неоднократно открещивались от любых контактов с Виктором Медведчуком, да и сама возможность формирования коалиции с «кумом Путина и агентом Кремля» представляется в современной Украине совершенно невероятной.

Поэтому наиболее вероятным кажется сценарий коалиции «Слуги народа» с «Голосом» Святослава Вакарчука. Его рейтинг накануне выборов колебался в пределах 5-7%, а значит он может завести в парламент порядка 15 депутатов. Одного только «Голоса» Зеленскому может и не хватить для формирования коалиции, поэтому недостающие голоса наверняка будут добираться за счёт мажоритарщиков. Однако если целью президентской команды является не только добор депутатов до необходимых 226 человек, но и разделение политической ответственности, «Голос» вполне может справиться с этой ролью.

Партия популярного певца состоит из еврооптимистов-антикоррупционеров и младореформаторов из исполнительной власти. В силу этого они наилучшим образом подходят под определение «новые лица», и поэтому скорее всего именно с «Голосом» заключит союз партия Зеленского. Но долго ли сможет просуществовать такая коалиция?

Учитывая трудные и непопулярные решения, которые в скором времени придется принимать Раде, скорее всего, уже до конца года «Слуга народа» и Зеленский столкнутся с падением рейтингов. И если для президента-популиста это просто опасно, то для «Слуги народа» это может быть опасно смертельно.

Дело в том, что партия Зеленского состоит из нескольких групп влияния. В ней есть квоты олигархов Виктора Пинчука и Игоря Коломойского, ряд кандидатов от «Слуги народа» тесно связаны с западными посольствами и НКО. Также в партии есть группа министра внутренних дел Арсена Авакова и, само собой, соратники самого Зеленского.

По итогу «Слуга народа» является своего рода конфедерацией олигархических и партийных групп, которых кроме возможности попасть в парламент под брендом Зеленского мало что связывает. И если во время избирательной кампании эти группы не конфликтовали, то в парламенте очевидно начнётся борьба за хлебные места и финансовые потоки.

Когда же осенью предстоит голосовать за бюджет и продление особого статуса Донбасса (не говоря уже о реализации прочих положений Минских соглашений), единство «Слуги народа» может быть серьёзно нарушено.

И если о фрагментации партии говорить в ближайшие полгода-год, пожалуй, что не приходится, то впоследствии президентская фракция действительно может де-факто распасться на несколько конфликтующих групп влияния, неспособных принимать какие-либо серьёзные решения. После чего и сохранение коалиции будет поставлено под вопрос.

Руку к развалу будущей коалиции наверняка приложат и две партии, занимающие полярные места в украинской политике, «Оппозиционная платформа» и «Европейская солидарность». Медведчук с пророссийской и Порошенко с националистической позиций будут из раза в раз ставить неопытного президента Зеленского в сложное положение, как уже было, например, с проведением телемоста между каналом Медведчука NewsOne и «Россией 1».

Вынужденный маневрировать между двумя полярными позициями, Зеленский наверняка лишится комфортного ему положения в политическом центре. А после неизбежного ослабления и фрагментации «Слуги народа», нельзя исключать и досрочных выборов в Раду.

Но это будет уже явно не в этом году. Пока же мы наблюдаем, пусть и ограниченный и, скорее всего, краткосрочный, но всё же триумф новых политиков.

Максим Семенов специально для «Актуальных комментариев»

*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".