Вырубка леса приостановлена
Президент России Дмитрий Медведев прислушался к просьбе «Единой России» обратить внимание на ситуацию вокруг строительства трассы через Химкинский лес и принял решение приостановить реализацию постановления правительства о строительстве автодороги до проведения новых общественных и экспертных обсуждений этого вопроса.
«Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей «Единой России» до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги говорят о том, что оно требует дополнительного анализа», - заявил президент в своем видеоблоге.
«Я принял решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения», - сказал Медведев.
«Они уже велись, но с учетом того, что есть повышенный резонанс, я не вижу ничего страшного, чтобы вернуться к обсуждениям и еще раз их провести», - добавил он.
Дмитрий Медведев считает, что «это будет правильно для того, чтобы расставить точки над «i». «Я не предрешаю их результат, но с учетом обеспокоенностей и обращений это решение должно быть реализовано», - считает он.
Напомним, что партия «Единая Россия» обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить прокладку автомобильной трассы в Химкинском лесу.
«Сегодня мы обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться с ситуацией, складывающейся вокруг работ по прокладке автодороги Москва-Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес», - сказал председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов.
По его словам, в «Единой России» существуют различные мнения по этому вопросу, но ситуация представляется непростой. «В связи с этим мы считаем необходимым тщательно разобраться с этой ситуацией, и уже по итогам принятых решений либо изменить маршрут прокладки трассы, либо продолжить работы с учетом более глубокой проработки вопроса», - отметил Грызлов.
Также «Единая Россия» решила провести многостороннее обсуждение проблемы прокладки автомобильной трассы в Химкинском лесу.
Как отметил «Актуальным комментариям» председатель Общественного совета по вопросам взаимодействия со СМИ и экспертным сообществом при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия» Алексей Чеснаков, в понедельник 30 августа состоится заседание Общественного совета, на котором будут обсуждены возникшие проблемы в связи со строительством трассы через Химкинский лес и возможные варианты их решения.
На заседание будут приглашены эксперты-экологи, специалисты в области дорожного строительства и представители различных служб. Как отметил Алексей Чеснаков, при решении проблемы Химкинского леса необходимо учесть не только формальные и юридические аспекты этого дела, но также и экологические и социальные факторы проблемы.
Движение «В защиту Химкинского леса» приветствовало решение единороссов. «Обалдеть! Это потрясающе!» - была первая реакция лидера движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой, сообщает «Интерфакс».
Она предположила, что, видимо, в «Единой России» «разобрались с этим вопросом, поняли, что во время экологического кризиса, который мы пережили, вырубка леса - это просто преступно, и народ не простит власти - любой - такое решение». «Я очень рада, что партия «Единая Россия» услышала голос народа. Мы обращались ко всем партиям по этому вопросу. Думаю, решение «Единой России» связано с тем, что они увидели то количество людей, которые возмущены вырубкой леса», - сказала Чирикова.
Позже лидер движения «В защиту Химкинского леса» с восторгом восприняла известие о решении президента России. «Супер! Это замечательно», - сказала Евгения Чирикова. «Я буду за них [партию "Единая Россия"] голосовать», - пообещала она.
Координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов также дал положительную оценку такому решению партии. «Мы рады, что усилия защитников леса не пропали даром, голос общественности услышан. Подождем реакции президента. В целом мы положительно оцениваем решение «Единой России», и если результат будет достигнут, считаем, это важнейшая победа гражданского общества», - подчеркнул Удальцов.
В свою очередь, префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь заявил сегодня, что федеральная трасса Москва-Санкт-Петербург может пройти не через Химкинский лес в Подмосковье, а через Молжаниновский район на севере Москвы. По словам Митволя, на встрече с мэром Москвы Юрием Лужковым он предложил проложить трассу через данный район. «Юрий Михайлович поддержал эту идею», – сказал Митволь, сообщает «Взгляд».
Напомним, в октябре планируется начать строительство участка скоростной трассы Москва-Петербург, участок которой должен пройти через Химкинский лес. В рамках подготовки к этому событию несколько недель назад началась подготовка вырубки Химкинского леса и прокладке коммуникаций. Против этих работ категорически возражают экологи.
1 марта Верховный суд РФ признал законным перевод 150 га Химкинского лесопарка в Московской области из лесного фонда в категорию земель транспорта для строительства через него первого участка автодороги. Таким образом, суд отклонил иск, в котором экологи предлагали отменить соответствующее распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года.
В начале августа «Гринпис России» передал в администрацию президента письмо, касающееся ситуации с вырубкой Химкинского леса. Экологи предлагают провести автотрассу Москва-Петербург по другому маршруту, не так сильно затрагивающем лес.
При этом «Гринпис» отметил, что на территории Химкинского лесопарка есть «в том числе виды животных и растений, занесенные в Красную книгу», а сам лес относится к защитным лесам, имеющим особую природную ценность, и является единственным общедоступным местом отдыха на природе для жителей Химок.
Это абсолютно естественное решение. Общественное мнение очень жестко выступало против строительства по этому маршруту высокоскоростной магистрали Москва-Петербург. «Единая Россия» обратилась к президенту с просьбой об отмене строительства и о другом маршруте и решение принято.
Я думаю, что это решение абсолютно идентично тому, которое было принято по губернатору Калининградской области. «Единая Россия», исходя из того, что он не располагал достаточным потенциалом доверия, не стала его выдвигать на второй срок. В той же логие действует и в данном случае президент по рекомендации «Единой России».
Таким образом, это свидетельство адекватной реакции президента на общественное настроение, на общественный запрос. Это говорит о том, что партия по-прежнему остается партией реальных дел и партией, которая опирается на мнение большинства.
В очередной раз эффективно сработал механизм прямой коммуникации «Единой России» с президентом. Партия доказала, что является той силой, которая может решать задачи, ещё вчера казавшиеся нерешаемыми.
В данном случае «Единая Россия» исправляет ошибки правительственных ведомств, которые изначально при строительстве трассы допустили серьёзную ошибку с точки зрения информационно-пропагандистской работы. Дело в том, что гражданам, в первую очередь химчанам, не было популярно разъяснено, почему именно этот маршрут трассы является оптимальным, какую выгоду получат химчане от этого с точки зрения снижения количества выхлопов, которые тратятся в пробке, с точки зрения получения рабочих мест и т.д.
Такого рода экспертиза, может быть, и была проведена (хотя я сомневаюсь, что она была проведена комплексно), но никакой информационно-разъяснительной работы сделано не было. Это привело к тому, что проблема из локальной переросла в политическую. И здесь партия власти исправляет ошибки частичек этой власти, правительственных ведомств, ответственных за строительство дороги, которые пренебрегли разъяснительной работой по отношению к населению.
Поэтому сейчас будет проведена дополнительная экспертиза. Если маршрут действительно является оптимальным с точки зрения различных параметров, то строительство будет продолжено, но люди уже будут понимать, какую выгоду это несёт. Если же в экспертизе будут найдены ошибки, то проект будет скорректирован. Здесь «Единая Россия» сыграла роль, условно говоря, предохранителя политической системы, который вовремя отреагировал на запрос снизу.
Я могу лишь приветствовать обращение партии «Единая Россия» к президенту Медведеву с просьбой разобраться в ситуации, складывающейся вокруг работ по прокладке автодорожной трассы через Химкинский лес. Вопрос этот обсуждался неоднократно. В Общественной Палате я проводил слушания по этому поводу.
Совершенно очевидно, что необходимо взвешенное рассмотрение различный вариантов, а иной вариант трассировки существует. Лучше поздно, чем никогда.
Я думаю, что такого рода обращения редко бывают несогласованными заранее. Поэтому думаю, что оно получит поддержку президента.
Суть нашего обращения к президенту сводится к тому, чтобы крайне внимательно изучить сложившуюся ситуацию и найти оптимальное решение непростой задачи. Это может быть как прокладка альтернативного маршрута, так и реализация комплекса мер, которые сделают существующую в Химках природную зону комфортной и удобной для горожан.
Транспортные проблемы на Ленинградке известны далеко за пределами Москвы и, конечно, требуют решения. Современная трасса крайне необходима миллионам россиян. Она значительно облегчит жизнь и тем, кто живет в одном городе, а работает в другом, и сотням тысяч дачников, чьи участки расположены на северо-востоке Москвы, и многочисленным туристам.
Во всем мире реализация масштабного инфраструктурного проекта возле мегаполиса связана с достаточно чувствительными хлопотами. Где-то речь идет о переселении жителей, где-то – о сохранении природной зоны. И все эти проблемы, в том числе, экологические, надо решать.
Я целиком и полностью поддерживаю обращение «Единой России» к президенту с просьбой разобраться в ситуации, складывающейся вокруг работ по прокладке автодорожной трассы через Химкинский лес. Считаю, что «Единая Россия» очень своевременно подключилась к этой проблеме, и завтра было бы уже поздно. То, что «Единая Россия» обратилась к президенту, говорит о том, что борьба за Химкинский лес вошла в новую фазу, и экологи наконец-то достучались до людей, которые могут принимать решения. И это очень здорово.
Оперативная реакция президента России на партийный запрос о строительстве автотрассы Москва – Санкт-Петербург свидетельствует о понимании главой государства сложности и важности проблемы вырубки Химкинского леса.
В последний месяц лета тема вырубки Химкинского леса под нужды строительства автодороги Москва – Санкт-Петербург переросла значение региональной и превратилась в острозлободневную проблему федеральной политической повестки. Гражданским активистам и экологам удалось привлечь внимание общества к проблеме строительства трассы, к тому, что, организации, взявшиеся за строительство дороги, выбрали самое простое экономическое решение, не посчитавшись ни с мнением жителей Химок, ни с вопросами московской экологии.
То, что лидер «Единой России» Борис Грызлов нашел в себе смелость от лица партии обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в это сложное дело, не может не вызывать уважения. Оперативная реакция на партийный запрос также свидетельствует о понимании президентом сложности и важности поставленной проблемы, необходимости решить вопрос в кратчайшие сроки и не допустить дальнейшей вырубки леса.
Мэр Москвы Юрий Лужков, заявивший о необходимости проектирования трассы в обход Химкинского леса, фактически перевел политическую проблему в плоскость инженерных решений. История вроде бы кажется завершенной, во всяком случае ее промежуточный этап. Необходимость искать компромиссное решение – между интересами горожан и экологов, застройщиков и автомобилистов – это в том числе задача ответственных и авторитетных политических организаций.
«Единая Россия» обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации с прокладкой автотранспортной магистрали Москва Санкт-Петербург через Химкинский лес. Мы считаем, что этот вопрос сегодня требует дополнительного рассмотрения. Он широко обсуждается в обществе, есть мнения за, и есть мнения против. Кстати, если говорить о «Единой России», у нас также есть те, кто считает, что нужно прокладывать автодорогу прежним маршрутом, и есть те, кто считает, что нужно изменить маршрут.
Мы считаем, что будет более правильно привлечь экспертное сообщество, изучить этот вопрос, и уже после этого принять окончательное решение. При этом нужно дистанцироваться от экономических интересов, которые звучат с разных сторон. Нужно дистанцироваться от политических пристрастий. Нужна объективная картина.
Хочу подчеркнуть, что хулиганские вылазки и другие противоправные действия ни к чему хорошему не приведут. Нужно действовать только в рамках правового поля.
По итогам рассмотрения этого вопроса с привлечением профессионалов, представителей гражданского общества, будет принято решение - либо это будет изменение маршрута, и мы с этим все соглашаемся, либо это будет прежний маршрут, и у всех будет понимание, что иначе нельзя. Мы за то чтобы такая работа была проведена, поэтому инициируем это обращение.
К сожалению, в России нет культуры ведения переговоров с простыми людьми по вопросам собственности. Защита частных прав – это вещи обязательные для всех уровней власти. Если часть территории является местом публичным, то не может никто - ни власть, ни корпорации, ни иные лица - начать что-либо делать без договоренностей с жителями. Тут возможно либо голосование, либо сбор подписей, либо прозрачные переговоры.
Такого не было сделано в случае с Химкинским лесом. Обе стороны - и власть, и жители - по-своему правы. Одни имеют право юридическое, но при этом не подозревают, что есть еще институт собственности и обязанность учесть интересы местных жителей. Другие - жители, экологи - отвоевывают уже свое право, игнорируя интересы тех, кто начал строительство трассы.
Что такое - провести трассу через то место, которое было и есть местом для прогулок многих жителей Москвы и Подмосковья? Это значит изменить образ жизни, ритм людей. Конфликт вокруг вырубки Химкинского леса – это пример нашего бескультурья. И это порождает скандалы, которые мы и наблюдаем. Ведь кроме закона, нужно руководствоваться и какими-то нравственными нормами. В дальнейшем решении вопроса с вырубкой Химкинского леса я не вижу иного способа, как создания широкой коалиции обсуждения.