Статья
1150 25 февраля 2016 11:09

Добрались до роботов

Добрались до роботов
Фото: Yandex.ru

В Госдуме предложили приравнять новостные агрегаторы к СМИ. Законопроект, внесённый в нижнюю палату парламента, касается ресурсов с аудиторией более миллиона человек в сутки – в частности, «Яндекса» и «Гугла». Принятие документа может привести к закрытию соответствующих сервисов.

Проект закона предусматривает особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию, пишет «Коммерсант».

Законопроект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», а также предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. В случае, если сервис не убрал недостоверные данные, предусмотрены штрафы от 400 тысяч рублей для физических лиц и до 5 миллионов для юридических.

Кроме того, авторы инициативы настаивают на том, что доля иностранного капитала в новостных агрегаторах должна быть ограничена 20 процентами.

Под действие проекта закона могут попасть десятки крупных компаний – «Яндекс», Google, Mail.ru, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter.

В пресс-службе «Яндекса» уже сообщили, что сервис «Яндекс.Новости» не сможет существовать, если его обяжут проверять материалы. В компании указали, что ресурс не имеет своей редакции, он работает в автоматическом режиме, ежедневно индексируя более 100 тысяч новостных сообщений от почти 7 тысяч источников. Возможности проверять их достоверность у сервиса нет, а нести ответственность за информацию, подготовленную третьими лицами, он не может.

Законопроект, который, возможно, приведёт к закрытию «Яндекс.новостей» – ещё один в череде неоднозначных инициатив по регулированию Рунета, которое зачастую осуществляется с явными перегибами. Попытка регламентировать деятельность агрегаторов предпринимается не впервые – еще в 2014 году в Госдуме просили Генпрокуратуру проверить деятельность «Яндекс.новостей» на соответствие закону «О СМИ» – но на этот раз борьба с новостными сервисами совпала с годом выборов, и это кажется неслучайным.

Сами авторы нового резонансного законопроекта утверждают, что лишь «заполняют юридический вакуум». Между тем предлагаемый ими закон, фактически устанавливающий для новостных агрегаторов те же самые правила, что и для СМИ с иностранным капиталом, вполне укладывается в ограничительный тренд последних лет, когда в отношении интернет-индустрии был приняты ряд законов, позволяющих государству в случае необходимости применять те или иные сдерживающие меры.

Проигравшими снова оказываются рядовые интернет-пользователи, уже в полной мере ощутившие на себе бурную деятельность Роскомнадзора. Дело в том, что сейчас интернет-агрегаторы по своей влиятельности превосходят СМИ, и именно из «Яндекс.новостей» большинство пользователей черпают информацию. Если законопроект примут и топовый агрегатор будет вынужден закрыться, то трафик переместится на сайты традиционных СМИ, где новости ранжируются не автоматически, а в соответствии с информационной политикой редакции. Составить полную и беспристрастную информационную «картину дня» пользователям станет сложнее, зато ограничить широкое распространение «неудобной» информации властям будет проще.

В выигрыше же, в случае принятия законопроекта, оказываются СМИ, у которых новостные сервисы наподобие «Яндекса» отбирали трафик, и социальные сети, которые отчасти возьмут на себя функции агрегаторов. Однако, учитывая сегодняшние тенденции в регулировании интернет-сферы, не исключено, что соцсети станут следующими после агрегаторов. Возможно, именно они и есть главная «мишень». Пока, до выборов, власти решились «ударить» лишь по агрегаторам, куда менее болезненному месту для интернет-пользователей, нежели соцсети, но в будущем сфера применения ограничительных механизмов, очевидно, будет только расширяться.

Автор:
____________

Читайте также:
Комментарии для сайта Cackle
15 января 2021 Новость
Госдума возьмется за Интернет
 Госдума возьмется за Интернет Депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект об установлении наказания за хищение персональных цифровых данных, а также инициативу о квотировании социальной рекламы в Интернете.
15 декабря 2020 Колонки
Вмешательство в выборы: какие стратегии используются в разных странах
 Вмешательство в выборы: какие стратегии используются в разных странах Правительства и официальные лица разных стран всё чаще используют цифровые стратегии для подавления политических оппонентов и влияния на онлайн-СМИ перед выборами, отключая Интернет, проводя кампании дезинформации и аресты, чтобы помешать кандидатам и избирателям свободно участвовать в выборах.
14 декабря 2020 Новость
Иски против Facebook: зачем власти США вмешиваются в Интернет
 Иски против Facebook: зачем власти США вмешиваются в Интернет Федеральная торговая комиссия (FTC) и 46 штатов США подали иск на корпорацию Facebook Inc с требованием продать мессенджер WhatsApp и социальную сеть Instagram. Компанию обвиняют в монополизации рынка и в намеренной покупке своих конкурентов.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".