Статья
1676 19 августа 2016 18:15

Зачем Порошенко военное положение

В четверг на фоне обострения ситуации в Донбассе президент Украины Петр Порошенко допустил возможность введения военного положения и проведения мобилизации.

Это происходит уже не в первый раз. Украинские власти рассматривали сценарии применения закона «О правовом режиме военного положения» в трудные моменты 2014 и 2015 годов. Порошенко тогда говорил, что военное положение будет немедленно введено в случае полномасштабной «атаки противника».

С военной точки зрения в Киеве опасались, что объявление военного положения позволит России меньше сдерживать ДНР и ЛНР в ходе конфликта или даже сыграет роль формального casus belli. Однако до сих пор в вопросе о военном положении у украинских властей на первом плане всегда были не военные, а политические соображения.

Статья 19 закона прямо запрещает на период действия военного положения проведение «выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления». В 2014 году Порошенко требовалось как можно быстрее провести досрочные парламентские выборы, чтобы по возможности очистить Верховную Раду от бывших регионалов и сформировать новое пропрезидентское большинство. В 2015 году Киев был занят уже местными выборами, чтобы завершить процедуру обновления власти на низовом уровне. Поэтому военное положение быстро ушло из политической повестки.

Есть все основания предполагать, что в последних заявлениях украинского президента политическая составляющая вновь доминирует над военной. Две главные проблемы, с которыми придется иметь дело Порошенко до конца текущего года и в течение следующего года, - это, во-первых, попытки бывших союзников воспользоваться очередным ростом коммунальных тарифов и ожидаемым кризисом неплатежей для организации кризиса политического, инициировать отставку правительства и досрочные выборы в Верховную Раду. А во-вторых, тупик в Минских соглашениях, срок выполнения которых истекает в конце года, в том числе по причине невыполнения Киевом своих обязательств в политической части. Можно предположить, что если ситуация в Донбассе успокоится в течение ближайших двух месяцев, по итогам года к Киеву наверняка возникнут резонные вопросы со стороны Парижа и Берлина относительно реального объема приложенных им усилий по выполнению Минска-2.

Как было сказано выше, закон о чрезвычайном положении написан так, что любые досрочные выборы становятся невозможными вплоть до отмены президентского указа. В условиях военного положения запрещено вносить изменения в Конституцию, проводить выборы президента, Верховной Рады, выборы органов местного самоуправления и местные референдумы, проводить забастовки, массовые собрания и акции. Невозможна и отставка правительства, а также нельзя ограничить полномочия парламента и президента. При этом закон разрешает главе государства объявить военное положение как на части территории Украины, так и по всей стране.

Таким образом, режим военного положения дает президенту возможность легально продлевать свои полномочия, полномочия кабинета министров и полномочия Верховной Рады. Но, пожалуй, самое главное - он дает ему формальное право в одностороннем порядке временно приостановить выполнение Украиной Минских соглашений, то есть принимать поправки в Конституцию о предоставлении Донбассу особого статуса и проводить выборы в неконтролируемых Киеву районах по украинскому законодательству. Закон таков, что даже введение военного положения на не длительный срок и только в Донбассе негативно повлияет на планирование сроков решения политических вопросов в рамках минского процесса.

Заявление Порошенко пока следует рассматривать скорее как сигнал о намерениях действовать по такому сценарию в случае наличия достаточных политических оснований чрезвычайного характера. Либо при угрозе политического кризиса внутри страны, чтобы избежать рисков досрочных выборов. Либо если он поймет, что Запад будет готов поддержать его обвинения в сторону России в ответственности за обострение конфликта и снять вопросы к Киеву относительно невыполнения им своих обязательств в рамках Минска-2. Последнее, в частности, может объяснять, почему украинский президент заинтересован в поддержании эскалации в Донбассе. Однако можно быть уверенными, что введение военного положения, пусть и не на всей территории Украины, будет интерпретировано в Москве как формальный выход из Минских соглашений, что, в свою очередь, лишь усугубит ситуацию на юго-востоке страны.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".