Киев и Москва возобновили диалог
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе переговоров со спикером Верховной Рады Владимиром Литвиным заявила, что рассчитывает на присоединение Украины к Таможенному союзу через год, когда будут оценены итоги его работы.
«Думаю, что через год работы Таможенного Союза вы посмотрите на конкретные цифры, что это дало экономикам трех стран, и примите решение», - цитирует Матвиенко сайт партии «Единая Россия».
В свою очередь глава украинского парламента отметил, что в Киеве «изучают вопрос возможного присоединения Украины к Таможенному союзу».
«Вопросы интеграционных процессов сегодня очень важны, так как экономика носит международный характер, - констатировал он. - И мы пытаемся понять, что может дать Украине вступление в Таможенный союз». Со своей стороны Матвиенко особо подчеркнула, что «Россия никого не заставляет и не зазывает в ТС».
Литвин также отметил, что визит Матвиенко в Киев означает возобновление политического диалога между странами.
«Первый официальный визит Валентины Ивановны Матвиенко в новом качестве на Украину - это само по себе знаковое событие. И, во-вторых, этот визит является свидетельством того, что у нас полностью восстановлен политический диалог между Россией и Украиной, в полном объеме», - сказал Литвин на брифинге в Киеве после встречи с Матвиенко, сообщает «Интерфакс».
По итогам беседы с Литвиным, а также встречи с президентом Украины Виктором Януковичем Матвиенко сообщила журналистам, что поднимала вопрос участие Киева в интеграционных процессах на постсоветском пространстве с обоими собеседниками. Она подчеркнула, что эти процессы «носят разноуровневый и разноформатный характер». В частности, спикер напомнила о недавнем подписании Украиной соглашение о зоне свободной торговли.
«С моим коллегой Литвиным мы говорили о синхронизации внутригосударственных процедур по ратификации этого документа», - добавила она. В свою очередь спикер Верховной Рады выразил мнение, что «было бы идеально, если бы все участники этого соглашения провели ратификацию в определенный день».
«Пока этот документ к нам не поступал, - продолжил Литвин. - Думаю мы его рассмотрим, когда он поступит, и проявим прагматичный подход в этом вопросе, так как понимаем, что от этого соглашения все только выиграют».
Как сообщали «Актуальные комментарии», Украина ранее уже отказалась от предложения интеграции с Россией.
Напомним, Москва неоднократно приглашала Киев вступить в Таможенный союз, членство в котором, в частности, обеспечит Украине более низкие цены на газ.
Однако Украина в ответ подчёркивала, что нацелена на процесс евроинтеграции и рассчитывает подписать к концу года cоглашение о создании зоны свободной торговли и ассоциации с Евросоюзом. В середине сентября президент Украины Виктор Янукович подтвердил, что вопрос о вступлении Украины в ТС не стоит.
Отметим, что 18 октября Украина подписала договор о Зоне свободной торговли в рамках СНГ. Подчёркивалось, что подписание соглашения не означает отказа Украины от евроинтеграции.
Между тем, интеграционные процессы на постсоветском пространстве последнее время обрели динамику.
Так, 18 ноября президенты России, Белоруссии и Казахстана на встрече в Москве подписали договор о Евразийской экономической комиссии и декларацию о Евразийской экономической интеграции – «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза.
На прошлой неделе Москва и Минск достигли компромисса по газовому вопросу. Белоруссия будет получать газ по интеграционным ценам.
Скидок на газ давно добивается Украина.
Украина много раз повторяла, что цена на российский газ непомерно высока. В настоящее время Украина добивается от России пересмотра газовых контрактов, в частности - снижения цены и гарантий объемов транзита газа через территорию Украины.
Очевидно, что курс взаимоотношений Украины и России будет меняться, и он развернется в сторону России. На практике это было реализовано в продлении сроков аренды российской базы под Севастополем. Но по факту таким громким, в общем-то, решением дело и ограничилось. Сейчас на повестке дня стоят два ключевых вопроса, - это, как раз таки, предоставление скидки на газ для Украины и объединение «Нафтогаза» и «Газпрома». Хотя вторая тема уже несколько ушла с повестки, и по сути, сейчас Киев настаивает именно на том, чтобы Москва пошла на уступку по снижению тарифов, по снижению цен на поставку российского газа.
Ситуация с Белоруссией показала, что в отношении Москвы подобные шаги не невозможны. В отношениях с Белоруссией российское руководство эту уступку осуществило, хотя со стороны Минска это было достаточно длительной и долгой претензией, просьбой, я бы сказала. И это, в общем-то, тоже долго было одним из камней преткновения в российско-белорусских отношениях.
На Украине ситуация другая. Там режим гораздо более спокойно воспринимается в европейских кругах, даже несмотря на дело Юлии Тимошенко, все-таки Евросоюз не отказывается сотрудничать с Украиной, не отказывается рассматривать ее как одного из своих не членов, ну уж союзников точно.
Поэтому, здесь у Украины остается пространство для маневра, и Виктор Янукович его использует. Говоря о том, что внешняя политика Украины носит многовекторный характер и что интеграция с европейскими структурами – это один из приоритетных пунктов его политики. Здесь, повторюсь, маневров гораздо больше и поэтому говорить о том, что Украина вот-вот присоединится к Таможенному союзу, я бы не стала.
Но, конечно же, я думаю, что если будет стоять вопрос о скидке на газ в обмен на присоединение к Таможенному союзу, то я не исключаю такого сценария. Экономика Украины находится не в лучшем положении, и необходимо как-то ее поддерживать, демонстрировать свою переговорную эффективность. А пока добиться этого Виктору Януковичу не удается. Есть такого рода вариант обмена - бартерный, его я не исключаю, но я думаю, что не в среднесрочной перспективе.
Идет процесс внутреннего самоопределения украинской элиты. Сегодня в самых верхах, принимающих решение, на Украине больше представлены те, для кого главным является европейский рынок. Это в экономическом пространстве - металлурги и химики. А в идеологическом – очень велико негативное политическое влияние западной Украины, которая пока что определяет идеологическую повестку дня в том смысле, что всякий, кто начинает отказываться от европейского вектора, объявляется предателем национальных украинских интересов и является агентом Москвы.
Такая конфигурация сильно затрудняет рефлексию реальных интересов основной части украинской экономики, которая, вообще говоря, была бы заинтересована в интеграции. Отрасли, которые связаны с высокой добавленной стоимостью, машиностроение, прежде всего, объективно заинтересованы в интеграционных процессах. Без них ни украинская авиационная промышленность, ни автомобилестроение не имеет будущего.
И самое главное, что только интеграция с Россией создает спрос на высокое качественное образование на Украине. Потому что, если исходить из евроинтеграционных процессов, то в высоком уровне развития науки, образования нет необходимости. И это будет просто неизбежно сметено.
Но все эти аргументы, о которых я говорю, о которых говорят сотрудники Украинской академии наук, пока плохо воспринимаются по той причине, что украинцы считают, что достаточно им прийти в Евросоюз, и на них прольется манна небесная. Такая же, какая, например, пролилась на Румынию. Эта страна, в отличие от Болгарии и той же Греции, все-таки более или менее быстро развивается и превращается в более или менее самодостаточную.
На мой взгляд, сегодня, несмотря на все экономические трудности, Европа старается не обмануть надежды своих евроориентированных сторонников на Украине и всячески подпитывает эти иллюзии. И в силу этого президент Украины, который должен учитывать мнение всех украинцев, все время колеблется. С одной стороны, он реально понимает все плюсы от вступления в Таможенный союз. С другой стороны, не хочет раздражать жителей западной Украины.
А премьер-министр, который является председателем «Партии Регионов», и электорат которого в основном сосредоточен на востоке и в центре, подумывает о разных формах интеграционных процессов. Однако рассчитывать на прямое вхождение в Таможенный союз Украины не стоит.
К тому же надо менять Конституцию Украины, это надо понимать. Конституция Украины запрещает входить в любые союзы, где присутствует наднациональные органы.
Поэтому, действительно, нужно искать механизмы, посредством которых с Украиной можно взаимодействовать, но, конечно, не такие при которых из булки будет вытаскиваться изюм. Вот этого допускать нельзя. Поэтому, я думаю, что нужен диалог, нужно искать формы взаимодействия. Не зря Украина так долго добивалась соглашения о зоне свободной торговли в СНГ и добилась.
Я смотрю на интеграционные процессы с Украиной со сдержанным оптимизмом. На мой взгляд, время, когда начнут сыпаться украинские высокотехнологичные предприятия, сделает ситуацию более прозрачной и потребует ясного принятия решения от руководства. Многое решат выборы в Верховную Раду Украины, которые будут в 2012 году.
Модель разноуровневой интеграции предлагает в качестве ответного хода сама Украина, когда Москва говорит, если она вступает в Таможенный союз, тогда будут соответствующие цены на газ. Украина же хочет ограничиться зоной свободной торговли, но без участия в Таможенном союзе. А это как раз не устраивает Россию. Причем не устраивает вполне закономерно.
Условно говоря, зона свободной торговли это - открытый доступ к рынку Таможенного союза, но без ответных шагов со стороны самой Украины. То есть, это дорога с односторонним движением, потому что полноценное участие в Таможенном союзе предполагает единые таможенные тарифы по всему периметру территории, а зона свободной торговли только отсутствие ограничений между странами. Украина в этом заинтересована, потому что, рынок Таможенного союза очень существенный. Но Россия хотела бы полноценного участия в Таможенном союзе, потому что если будет зона свободной торговли без встречных обязательств, проект будет размыт.
Вступление в Таможенный союз для Украины тоже выгодно. Эта выгода имеет вполне четкий денежный эквивалент, связанный и с ценами на энергоносители, улучшением доступа украинской продукции на рынки стран Таможенного союза и т.д. Но это решение политически на Украине пока не может быть принято.
Дело в том, что на Украине просто не существует политических сил, которые выступали бы за участие в Таможенном союзе. Есть отдельные политики, не первого ряда, но нет ни одной из серьезной партии, которая выступала бы с этой программой.
Это так вопреки объективной заинтересованности в плодах от участи участия в Таможенном союзе. Через год эта ситуация измениться не может. Вот в чем проблема. Это зависит не только от успешности самого Таможенного союза, сколько от структуры украинской политики. Конструкция украинской политики такова что, присоединение Украины в Таможенный союз невозможна. Пока эта конструкция не изменится, присоединение не состоится, даже если Таможенный союз будет более чем успешен.
На самом деле об успехе можно говорить уже сейчас: есть рост приграничного товарооборота, расчеты, которые показывают прибавку в ВВП, имеется тот же самый единый тариф на энергоносители. Но пока все эти успехи и плюсы ничего не стоят, если нет политических сил, которые готовы отстаивать и принимать соответствующие решения. И пока, к сожалению, на Украине такой политической силы не вижу.
Из нынешних партий могла такой стать только «Партия регионов». Но ее позиция определяется во многом украинскими олигархическими группами, которые рассматривают российские аналогичные группы в качестве главных конкурентов за доступ к европейскому рынку. Поэтому, хотя они в высшей степени заинтересованы в дешевом газе, в такой же мере они заинтересованы в режиме наибольшего благоприятствования на европейских рынках, и главное, в определенных барьерах на пути экспансии российского капитала на Украину.
Пока на Украине ситуация, когда одна часть украинской элиты против интеграции по таким корпоративным соображениям, а другая - по идеологическим. И в ближайшее время конфигурация вряд ли изменится.
Выборы на Украине могли бы изменить ситуацию только в том случае, если бы появились партии с другой позицией, либо бы произошли изменения в идеологии уже существующих партий. Пока таких тенденций не видно. Поэтому, какие бы аргументы мы не приводили, они не будут иметь решающегося эффекта, в ситуации, когда просто некому эти аргументы выслушать и приступить к исполнению.