Статья
1620 23 марта 2017 15:33

Мир на паузе

Минский процесс поставлен на паузу. Последние решения Контактной группы в сфере безопасности не выполняются. Видимых перспектив для разблокирования Киевом политических пунктов Минских соглашений нет. Работа по подготовке «дорожной карты» уперлась в стену из известных разногласий относительно очередности «политики» и «безопасности». Последней каплей стало решение СНБО Украины о прекращении грузоперевозок через линию соприкосновения, то есть начало официальной блокады Донбасса.

На самом деле украинские власти завели дипломатию в тупик еще в 2015 году, однако преследование Россией и Западом конфликтующих целей в переговорах не позволило разрубить этот узел.

23 марта глава российского МИД признал, что перспективы имплементации Минских соглашений не просматриваются «из-за отсутствия у украинского руководства политической воли и реалистичного видения будущего своей страны».

Не исключено, что пауза может затянуться до конца года – когда в странах Запада завершится этап смены внешнеполитических команд, а может и дальше. В результате президентских и парламентских выборов во Франции будет избран не только новый президент, но и новое правительство. На фоне роста рейтингов социал-демократов в Германии также возможны большие перемены. В этой связи российскому руководству не имеет большого смысла подыгрывать Меркель в попытках канцлера активизировать переговоры, поскольку в ее уходе Кремль в общем и целом заинтересован.

В команде Трампа остаются незакрытыми кадровые вопросы. Российская тема носит в Вашингтоне настолько токсичный характер, что наиболее безопасно для администрации заявить о том, что пока все будет продолжаться, как при демократах. В настоящий момент Белый дом не в состоянии играть даже ту роль активного наблюдателя в конфликте, которой довольствовалась администрация Обамы. Новая администрация могла решить дистанцироваться от процесса урегулирования до тех пор, пока в России не пройдут президентские выборы. Возможно, Трамп вообще предпочтет устраниться от минского процесса, оставив эту головную боль европейцам, и вместо этого переключиться на другие международные проблемы.

Тем не менее, если участники мирного процесса рано или поздно признают необходимость возвращения к конструктивной дипломатии, это потребует от них либо очень серьезных компромиссов, либо переоценки статуса Минских соглашений.

Последние события на Украине и в республиках радикально меняют условия имплементации мирных договоренностей. В ответ на блокаду Донбасс вышел на путь размежевания с Киевом, форсируя создание обособленного политического, правового и экономического пространств. Многие решения, которые приняли стороны, уже выглядят необратимыми. Быстро создается новая реальность, радикально отличающаяся от той, в которой были подписаны Минские соглашения. Если переключение экономик ДНР и ЛНР на российские хозяйственные связи зайдет слишком далеко, возвращение к украинскому Донбассу вряд ли будет возможно. Это признают уже и сами украинские власти. Так, 20 марта президент Порошенко констатировал, что «в результате блокады Украина потеряла последнюю сферу влияния на эту территорию».

В контексте блокады пересмотрел свою позицию и Кремль. Если раньше Россия выжидала, наблюдая, как Киев саботирует выполнение своих обязательств, и апеллировала к международным гарантам Минских соглашений, то сейчас российские власти готовы отвечать на каждый конфронтационный шаг Киева, наносящий ущерб республикам, действиями, направленными на укрепление их самоопределения. В этом она, очевидно, идет навстречу тому запросу, который с самого начала конфликта существовал у лидеров ополченцев.

В настоящий момент представляются возможными пять вариантов того, что ждет минские договоренности в том случае, если все вовлеченные стороны решат вернуться к эффективному урегулированию конфликта.

Во-первых, участники могут признать конфликт неразрешимым и согласиться с его заморозкой на неопределенный срок. Однако для этого придется достигнуть реального прекращения огня на всей линии соприкосновения и создать действенные механизмы для проведения быстрой деэскалации. При этом Контактная группа может продолжать свою работу для решения прежде всего гуманитарных вопросов и вопросов безопасности.

Во-вторых, участники могут вернуться к переговорам на жестких условиях выполнения тех договоренностей, которые уже были согласованы на последних двух саммитах «нормандской четверки» в Париже и в Берлине. Например, в число этих договоренностей входит предоставление особого статуса Донбассу на основании известной «формулы Штайнмайера». Перспективы мирного процесса в таком случае будут критически зависеть от готовности Киева идти на уступки. Германия и Франция, в свою очередь, должны изменить свое понимание конфликта, как и оценку предыдущих шагов украинской стороны, которые завели Минские соглашения в тупик.

В-третьих, дипломатический процесс может быть перезапущен на основании согласия участников искать другие прочтения текстов Минских соглашений и обсуждать в рамках этих интерпретаций новые шаги по разблокированию мирного урегулирования. Предыдущие договоренности «четверки» о том, как понимать текст минского Комплекса мер либо полностью утратят силу в пользу новых, либо также подвергнутся переинтерпретации или будут встроены в контекст новых мирных инициатив. Для этого варианта критическим условием является наличие у сторон политической воли одновременно спасти Минские соглашения и восстановить результативный диалог.

В-четвертых, вовлеченные стороны признают необходимость заключения новых соглашений. Рестарт мирного процесса будет невозможным, если все участники будут исходить из того, что Минск-2 мертв и невыполним, но при этом по политическим соображениям продолжать настаивать, что альтернатива ему невозможна. Текст Комплекса мер, как и первые Минские соглашения, может быть признан общей системой координат, которая создает условия для мирного процесса и препятствует военному решению конфликта, но вместе с тем допускает адаптацию текущих договоренностей к изменившимся реалиям в зоне конфликта, как Минск-2 заменил Минск-1. При этом подписание новых договоренностей не обязательно придется представлять как Минск-3. Участники могут согласиться конкретизировать последовательность и содержание действующих пунктов минского Комплекса мер, чтобы преодолеть заложенную в него неопределенность. Не исключено и возвращение к идее «дорожной карты» или нескольких «дорожных карт» по каждым направлениям (политике, экономике, безопасности и гуманитарной сферы), которые будут расширять существующие договоренности. Для этого варианта принципиально важно наличие у всех участников единого понимания того, что ответом на новые условия должны стать новые договоренности.

В-пятых, вовлеченные стороны могут перейти к другим форматам, в том числе двусторонним, или к расширению действующего формата за счет новых участников. Так, сценарий включения в «четверку» Вашингтона не следует списывать со счетов. Новые форматы не будут означать формальный отказ от Минских соглашений. Скорее их задача будет состоять в том, чтобы изменить баланс сил в переговорах и допустить новые интерпретации за счет изменения состава участников. Успех этого варианта зависит от того, насколько участники будут готовы признавать более широкий геополитический контекст конфликта и в соответствии с этим расширять перечень доступных инструментов урегулирования.

Наиболее вероятно, что российское руководство будет в первую очередь настаивать на втором варианте. Кремль последовательно отвергает как согласие с заморозкой конфликта, так и перезаключение Минских соглашений, рассматривая любые изменения текущих договоренностей как противоречащие российским интересам как на Украине, так и на постсоветском пространстве в целом. Однако в зависимости от обстоятельств не исключено и определенное смещение российской позиции к первому или третьему варианту. В то же время европейские гаранты и США, в случае отсутствия прогресса и сохранения напряжения на линии соприкосновения, скорее всего, будут колебаться между третьим, четвертым и пятыми вариантами, что означает продолжение споров между Россией и Западом о понимании оптимальных способов разрешения конфликта.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора
____________

Читайте также:

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".