Статья
2855 1 октября 2012 9:19

Русская идентичность

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл 1 октября заседание Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Рубежи истории - рубежи России» в храме Христа Спасителя. 

ВРНС - международная общественная организация, созданная в 1993 году. В 2005 году ей был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

В ходе двухдневного мероприятия планируется обсудить проблему цивилизационной идентичности России, сформировать ее концепцию и видение, приблизиться к выработке стратегии ее сохранения и укрепления, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ВРНС. 

В мероприятиях Всемирного русского народного собора принимают участие руководители исполнительной и законодательной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, лидеры традиционных религий, ученые, военнослужащие и сотрудники силовых структур, преподаватели и студенты, предприниматели. 

«Государство будет использовать всю силу закона, чтобы защитить религиозные чувства наших граждан, наши национальные и духовные ценности от любых попыток поругания и осквернения», - сказал глава администрации президента Сергей Иванов, открывая собор. 

Он призвал помнить историю, в том числе драматическую историю XX века, «когда именно с размывания духовных основ началось разрушение единой страны, ее срывы в революции и потрясения, в гражданское противостояние».

«Поэтому считаю важным, что все ключевые политические силы страны, все парламентские фракции занимают в вопросах сохранения и наших духовных ценностей консолидированную позицию», - подчеркнул Иванов.

По его словам, Русская церковь обладает уникальным опытом сотрудничества с государством, что позволяет «успешно решать социальные и просветительские задачи, сохранять стабильность и межэтническое согласие в обществе, противодействовать экстремистским настроениям, проявлениям ксенофобии и религиозной нетерпимости».

Глава президентской администрации указал на то, что стержнем России всегда был «русский народ и русская культура, а духовной опорой - Русская православная церковь и служение других традиционных религий».

Он подчеркнул, что российскую историю нужно освободить от мифов и защитить от предвзятых оценок. 

Народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов, «и плата за эти эксперименты слишком высока», сказал в свою очередь патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

«Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения. Мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать», - убежден патриарх. 

Кирилл выразил обеспокоенность попытками переписать историю России.

«Не случайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события», - подчеркнул он. 

По словам патриарха, празднование 4 ноября 400-летия окончания Смуты должно стать торжеством всероссийского масштаба, позволяющим «раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса». 

Министр культуры Владимир Мединский предложил уделять больше внимания достижениям в российской истории, а не поражениям.

«Сегодня особенно важно на Соборе, наконец, призвать нашу интеллектуальную, медиаэлиту к тому, чтобы прекратить мазохистски копаться в собственном прошлом в поисках червоточинки с акцентом на сделанных ошибках, неудачах, заниматься бесконечным саморазоблачительством», - сказал он, выступая на соборе.

Он призвал осознать, что «наша история в целом в результате - это история массового народного подвига - и ратного, и трудового, это история самоотречения и жертвенного служения».

Владимир Мединский считает, что российская история дает ответы на большинство вопросов сегодняшнего дня: «в чем национальная идея, куда идти, что делать». 

Симптоматично, что вопрос о цивилизационной идентичности решила рассмотреть именно церковь. Традиционно у нас в стране самоидентификация русского человека связана с его религиозной позицией. «Русскость» так или иначе связана с православием.

Отметим, что ВРНС обращается к наболевшей теме. В последнее время как в России, так и за рубежом произошел ряд событий, затронувших чувства верующих, причем, независимо от конфессии. 

21 февраля 2012 года несколько участниц панк-группы Pussy Riot, закрыв лица масками, устроили в храме Христа Спасителя акцию, вызвавшую большой общественный резонанс. Полиция возбудила уголовное дело по ч.2 ст.213 УК РФ (хулиганство). 

В начале марта по подозрению в совершении данного преступления были задержаны, а затем арестованы три девушки, впоследствии назвавшие себя участницами феминистской панк-группы Pussy Riot: Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич. 

17 августа над тремя участницами панк-группы состоялся суд, был вынесен вердикт: по два года колонии каждой. 

Сегодня Мосгорсуд рассматривает кассационную жалобу Pussy Riot на приговор.

Вердикт участницам Pussy Riot вызвал широкий резонанс, который вылился не только в дискуссию в обществе и разделил верующих и антиклерикалов, но и вызывал волну акций против церкви. 

В частности, 19 августа неизвестные нанесли надписи на стены двух православных храмов в Южно-Сахалинске.

В середине сентября некий гражданин Юрий Пиотровский зашел в храм Христа Спасителя в Москве и облил черной жидкостью две иконы - «Рождество Христово» и «Спаситель».

Мужчина был задержан прихожанами и передан полиции.

Тогда Пиотровский заявил, что состоит на учете в психоневрологическом диспансере.

Было открыто уголовное дело по статье «Хулиганство»

В день, когда была совершена эта акция, мужчина заявлял, что таким образом выразил свой протест против Русской православной церкви и ее позиции в деле Pussy Riot.

По словам подозреваемого, первостепенная задача акции - «установить диалог между иудеями и христианами». «Нужно наладить диалог на самом высшем уровне между Папой Римским, главным раввином России и раввином Израиля, для того, чтобы выяснять этот вопрос», - сказал Пиотровский. 

Однако позже он заявил в суде, что его акция не связана с участницами панк-группы Pussy Riot.

«Цель была просветительская. Я хотел привлечь внимание и установить истину, я не какое-нибудь хулиганство в храме совершал, как, например, Pussy Riot», - подчеркнул Юрий Пиотровский. 

За Pussy Riot вступились несколько известных российских и западных артистов. Посетившая Москву и Петербург с концертами скандальная поп-дива Мадонна даже устроила в поддержку панк-группы перформанс. 

«Разведка боем» - так святейший патриарх Кирилл назвал 10 сентября в эфире телеканала «Россия» проявления агрессии, с которыми столкнулась Русская православная церковь в связи с акциями антиклерикалов и защитников Pussy Riot. 

Спиленные кресты, украденные мощи, оскверненные стены храмов - все это боевая проверка того, насколько глубока вера в Россию, объяснил патриарх, отвечая на вопросы обозревателя «Вестей» Дмитрия Киселева. 

Агрессия, с которой мы столкнулись, - это «агрессия против нашего культурного ядра, нашего цивилизационного кода», cказал патриарх.

По его словам, в русской жизни и истории ее центральным, доминантным началом всегда была святость, поэтому предметом нападок и целью агрессивной «разведки боем» сегодня становится именно она.

Политики также откликнулись на события, связанные с акцией Pussy Riot. Госдума приняла заявление о защите религиозных чувств верующих всех конфессий. 

«Государственная Дума отмечает необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь, а также подчеркивает важность неотвратимости наказания за подобные действия», - говорится в заявлении, которое палата приняла на пленарном заседании 25 сентября. 

В ближайшее время будет внесен законопроект, устанавливающий уголовную и усиливающий административную ответственность за ущемление религиозных чувств граждан. 

Данная инициатива уже вызвала ответрую реакцию со стороны особенно бдительных граждан. Так, житель Ростова-на-Дону написал жалобу в прокуратуру на известную рок-оперу «Иисус Христос - Суперзвезда»

Ростовчанин считает, что образ Христа в опере передан искаженно с точки зрения христианства. В настоящее время прокуратура региона проводит проверку, по итогам которой будет принято соответствующее решение. 

Еще одно судебное заседание, связанное с религией, прошло в Москве. Тверской суд удовлетворил требование прокуратуры и запретил антиисламский фильм «Невинность мусульман». 

В этом фильме ислам называется «раковой опухолью», а пророк Мухаммед вступает в беспорядочные половые связи, говорит об убийствах детей и называет осла «первым мусульманским животным».

Подготовленный в США и распространенный в Интернете фильм спровоцировал волну нападений на американские дипломатические миссии в ряде мусульманских стран.

Демонстранты, оскорбленные содержанием фильма, выступили в Йемене, Нигерии, Египте, Пакистане.

12 сентября в результате обстрела из гранатометов американского консульства погиб посол США в Ливии Крис Стивенс и еще трое граждан США

В ответ французский и испанский журналы опубликовали карикатуры на пророка Мухаммеда. 

В Чечне на минувшей неделе интернет-провайдеры закрыли доступ к ресурсам, на которых был размещен скандальный фильм, а местный суд по иску республиканского министерства региональной политики постановил принять обеспечительные меры, чтобы запретить распространение фильма. 

Российская генпрокуратура обратилась в Тверской суд Москвы с иском о признании видеоматериала экстремистским. Кроме того, региональным прокуратурам поручено обеспечить блокирование доступа на сайты, содержащие этот фильм. 

В США антиисламский фильм осудили, но не запретили. По словам американского президента Барака Обамы, он не согласен с авторами фильма, но запретить его не может, ибо это будет нарушением права человека на свободу слова. 

Итак, налицо кризис религиозной идентичности как в России, так и во всем мире. Именно поэтому патриарх Кирилл поспешил созвать Всенародный собор: общество расколото, агрессия против церкви и религиозности как таковой зашкаливает. Церковь должна дать свой ответ. Вопрос в том, примирит ли этот ответ общество или расколет его еще больше.

Комментарии экспертов

Оценка религиозной идентичности зависит от конкретного человека. Для любого верующего религиозная идентичность крайне важна, потому что он воспринимает веру как самое главное, что у него есть в жизни. 

Что касается страны в целом, то, хотим мы этого или нет, от этой идентичности уйти невозможно. Даже Европа, которая называет себя постхристианской, всё равно базируется на христианском прошлом. Большинство понятий, которые якобы являются достоянием либеральной демократии – это трансформированные понятия христианских догматов. Поэтому бессмысленно говорить о том, что Европа не имеет идентичности, а потому - зачем идентичность России.

И этническая, и религиозная идентичности – это вещи гораздо более сильные, чем идентичность политическая,  так как первые существуют тысячелетиями. Уйти от религиозной идентичности всё равно не удастся. 

Да, существует тренд глобализации, сторонники которой говорят, что религия не имеет значения. Мол есть некая общепланетарная массовая культура, а всё остальное надо выбросить на свалку. Это – обман. Массовая культура глобализации – это всё-таки национальная культура американцев. Другое дело, что эта национальная идентичность американцев так или иначе навязывается всему остальному миру. Именно эту культура, которая является национальной, подаётся как якобы общечеловеческая. 

На самом деле, вопрос идентичности – вопрос сохранения себя. Это всё равно что спросить у человека, важно ли ему, мужчина он или женщина. Случается, что родился мужчиной, а хочет быть женщиной. Отказ от религиозной идентичности - из той же серии. Тот, кто готов отказаться от своей идентичности, в итоге отказывается от самого себя, заводит свою жизнь в тупик и портит жизнь окружающим. Поэтому отказ от идентичности чаще всего приводит к смерти, физической или культурной. 

Всем, кто считает, что суверенные государства в мире должны сохраняться, идентичность важна. 

Если говорить о религиозной идентичности России, то она - страна православная или, как минимум, христианская. Такой она существовала на протяжении более тысячи лет. Именно в ходе этого тысячелетия Россия сформировалась как государство. В дохристианскую эпоху государства, да и русских как таковых, не было. Всё, что мы знаем о России, так или иначе связано с христианством. 

Что касается советского строя, то это была калька с христианства, только попытались Бога убрать и поставить собственные ориентиры. Практически полностью сняли кальку, даже со многих обрядов. Так что от религиозной идентичности уйти невозможно, и попытка это сделать ведёт к медленному самоубийству. Кстати говоря, эксперимент Советского союза это чётко показал. 

Сейчас никакой особой политизации религиозности в России нет. То, что мы видим в последние год-два, нельзя принимать за какой-то серьёзный тренд. На самом деле религиозность практически всегда была связана с политикой. В первую очередь потому, что власть предержащие в той или иной степени себя «отстраивали» по отношению к религии – или они были за неё, или против. Если они были за неё, то пытались использовать в своих целях. Если они были против, то боролись против неё, и таким образом тоже политизировали. 

Сама по себе религия находится вне политики, но люди, которые занимались политикой, всегда пытались использовать религию в тех или иных целях. Это не является каким-то исключительно российским феноменом. Если посмотреть на историю Европы, то все движения, связанные с расколом протестантства и католичества, были полностью политизированы. Во всех движениях, связанных с крестовыми походами, тоже была в первую очередь политика. 

Нет особого российского феномена политизации религии. В последние несколько лет происходит серьёзная кампания по давлению на церковь и втягиванию её в политику по одной простой причине – в церкви стали видеть опасных конкурентов в борьбе за умы. В конце восьмидесятых - в начале девяностых церковь было выгодно использовать для разрушения советского строя, и её пытались использовать в таких целях. А когда стало ясно, что церковь становится конкурентом в борьбе за умы, то нашлось много тех, кому это стало неудобно.

Кампания по давлению на церковь началась не с пресловутых Pussy Riot – она идёт последние года три-четыре по нарастающей. Она связана с простой вещью – церковь стали бояться, опасаться, что она начнёт слишком серьёзно влиять на умы людей. 

Религиозная идентичность для России важна и будет с каждым годом увеличиваться. Это не только российский, но и общемировой процесс. На данный момент происходит до некоторой степени религиозная поляризация разных человеческих обществ.

Наиболее яркое и в значительной степени наиболее болезненное явление – радикальный ислам. Это базовое явление в повышении степени религиозной идентичности, оно действительно происходит по всему миру. Те страны, которые полностью перешли к секулярной идентичности, тоже испытывают известные трудности. Связано это с тем, что свою секулярную идентичность они как бы сакрализуют, то есть когда права человека, толерантность, права меньшинств и т.д. начинают рассматриваться не как пакет светских гражданских прав, а как своеобразный символ веры этих стран. 

В пространстве Европы конфликтуют секуляристская идентичность с более старой христианской идентичностью и исламской идентичностью большинства прибывших туда мигрантов.

Те же процессы, несомненно, будут и в России. Это очень хорошо заметно по тому, как развивались политические события в этом году, когда в начале года власть столкнулась с мощным коалиционным наступлением со стороны разных групп, объединённых общей светской программой. В плане религиозно-мировоззренческом это были мало совместимые между собой группы – от либералов или ультралевых до националистов. Но у всех у них был некий общегражданский список политических требований. 

Кем бы ни была задумана и проведена провокация с Pussy Riot, она этот консенсус фактически взорвала. Выяснилось, что единое в плане своих общегражданских требований оппозиционное движение составлено из противоположных мировоззренческих групп. С другой стороны, властная элита тоже составлена из противоположных мировоззренческих групп, которые объединены общим корыстным и политическим интересом. 

Но постепенно процессы мировоззренческой идентичности выходят на первое место. Выясняется, что до тех пор, пока вы в принципе не определились с мировоззрением, решение никаких гражданских, светских вопросов оказывается невозможным, потому что любая светская, правовая или политическая идеология всё равно имеет определённые мировоззренческие, метафизические корни. 

Произошло резкое обращение к этим первичным метафизическим корням, на которые стало невозможно дальше не обращать внимание, даже если этого хотелось бы. Люди не хотят подключаться  к религиозному спору, но у них этого не получится.  Так что всё равно каждый должен определиться.

В этом смысле вопрос о православной или неправославной идентичности  российского общества - ключевой. Здесь есть две позиции, обе из которых достаточно лживы. Одна из них состоит в том, что нам предлагается чисто светская, секуляристская модель единства общества. Другая, - что вместо неё предлагается идентичность на основе традиционных религий. Фактически в этом единстве предлагается уравнять в правах православие и ислам, при том, что ислам в России на сегодняшний момент является религией достаточно значимых, но всё-таки меньшинств. 

На самом деле очень трудно отделить радикальный ислам от более-менее спокойного и мейнстримного.

Уравнивается в значениях позиций православие. Мы наблюдаем опасность ползучей исламизации, которая осуществляется параллельно с увеличением количества гастарбайтеров, мигрантов в России.

Это некий задел на будущее. Это очень хорошо видно по законопроекту об оскорблении чувств верующих, который сейчас обсуждается. Всем «продают» этот закон в качестве закона о защите православных, от выходок а-ля Pussy Riot, спиливания крестов и т.д. Но при этом наблюдение за поведением православных показывает, что православная община достаточно инертна в защите своих прав. И наоборот, исламские общины очень радикальны, жестки. Мы можем наблюдать реакцию на фильм «Невинность мусульман». Грубо говоря, защита прав мусульман будет осуществляться более жестко.  

Существуют религиозные государства – созданные по религиозному признаку или провозглашающие ту или иную религию своей основной идентичностью, но таких государств в настоящее время довольно мало. Практически все современные государства исходят прежде всего из гражданской идентичности, а не из религиозной. Есть граждане данного государства и они являются его гражданами вне зависимости от того, какую религию они исповедуют.

Поэтому считаю, что неправильно ставить вопрос о религиозной идентичности какой-то страны, государства или даже какого-то народа, потому что любая религия имеет дело с личностями, с индивидами, а не с социальными группами. Можно говорить о религиозной идентичности каждого конкретного человека, но нельзя распространять этот вопрос на какие-то крупные общности (это, к сожалению, в последнее время происходит достаточно часто). В процессе разнообразных околорелигиозных медийных скандалов последнего полугодия мы постоянно лицезреем людей, которые начинают свое выступление со слов: «Сам я человек неверующий (или невоцерковленный, или некрещеный), но, поскольку я живу в России и считаю себя принадлежащим к православной культуре, я считаю …» - и далее следует рассуждение о чувствах верующих, о православии, о христианстве вообще и так далее. 

Мне такие выступления каждый раз кажутся достаточно странными, потому что, повторюсь, религия имеет дело не с социальными общностями, а с конкретными людьми. Если ты веришь в Иисуса Христа, или в Аллаха, или в Будду - говори от себя о том, какие чувства испытываешь ты, а не за других, объединяемых тобой в какие-то не очень понятные общности.

Для всех стран мира характерна политизация острых вопросов, которые будоражат данный социум. Какие вопросы становятся «горячими» – те неизбежно и политизируются. Если в каком-то государстве сейчас основная горячая тема – это вопросы религии, то можно говорить о политизации религиозных вопросов.

В какой-то другой стране это может быть любая другая тема. В Америке, например, до недавнего времени наиболее остро стоял вопрос медицинских страховок. Можно ли говорить о том, что политизация здравоохранения характерна для США? В тот конкретный момент в Америке была политизация того вопроса, сейчас в России политизация этого вопроса. Все общественно значимые вопросы неизбежно политизируются. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".