Статья
1645 1 апреля 2015 13:50

Минск-2: признаки жизни

Практическая реализация минского соглашения от 12 февраля пока что производит двоякое впечатление. С одной стороны, главная цель переговоров — обеспечение прекращения огня и отвода тяжелых вооружений — более-менее достигнута. За исключением точечных столкновений в ряде районов военные действия прекратились, и в полуразрушенные города Донбасса с переменным успехом возвращается мирная жизнь.

Но с другой — остро ощущается приближение неминуемого тупика, в который заходят усилия по согласованию политических компромиссов. И речь в данном случае идет не только о технических аспектах, затрудняющих урегулирование, таких как решение Рады о признании ДНР и ЛНР оккупированными территориями. Проблема в том, что в позиционировании обеих конфликтующих сторон остро ощущается отсутствие атмосферы хотя бы минимального взаимопонимания, способного сдвинуть процесс примирения с мертвой точки. 

Читайте также На «Минске-3» никто настаивать не будет

Возможно, заверяя комплекс мер, обозначенных в «Минске-2», представители как Киева, так и народных республик, тайно надеялись, что переходить к выполнению некоторых его пунктов не придется вовсе. Так, Петр Порошенко безусловно осознавал, что с началом прямого диалога с лидерами ополченцев он не только лишится возможности использовать прежнюю мобилизационную риторику внутри страны, но и спровоцирует угрозу конфликта с пресловутой «партией войны», контролирующей часть силовых структур. Разрядка напряжения несет и риск кардинального сокращения внешних вливаний в украинскую экономику, и без того находящуюся на грани коллапса.

ополчение TASS_04266323_1.jpg

Не секрет также, что руководство Украины долгое время уверяло себя и весь остальной мир, будто санкции против России приведут к резкому ослаблению позиций Москвы, и реинтегрировать Донбасс можно будет с позиции силы — формально и выборочно прикрываясь положениями минского документа. Но существенных подвижек в российском подходе к этому вопросу не произошло, а давление со стороны стран Запада натолкнулось на междоусобные споры в рамках ЕС о его дальнейшей целесообразности. Тем не менее другой стратегии у команды Порошенко по-прежнему нет, и, уповая на некое счастливое стечение обстоятельств, она предпочитает переводить дискурс в плоскость пропаганды и надуманных информационных поводов, таких как тема миротворчества и полицейской миссии Евросоюза.

Читайте также Санкционные разногласия

Что касается ополченцев, то они изначально понимали, насколько опрометчивым стало бы безоговорочное доверие к действующему в Киеве режиму. Начиная с дезавуирования февральского соглашения с Януковичем, представители правящей сегодня коалиции фактически не упускали случая отказаться от взятых на себя обязательств и, сочетая ломовой напор с постоянными уловками, не уставали идти наперекор всем договоренностям с оппонентами. Собственно, действия Порошенко и Рады после подписания «Минска-2» вновь подтвердили это наблюдение. Всячески демонстрируя западным коллегам приверженность компромиссу, украинский президент, по возвращении домой, как это случалось и раньше, предпочел забыть о данных накануне обещаниях.

TASS_8295585.jpg

Однако, справедливости ради, не оправдался и расчет лидеров ДНР и ЛНР на масштабный кризис государственности на Украине и возникновение условий для переговоров с более комфортными визави. Используя хоть и далекие от понятий о демократии, но эффективные методы, Порошенко, Турчинов и Яценюк создали систему, способную устоять, по крайней мере, до обещанной конституционной реформы. Встраивание в нее, даже на основе закона об особом статусе, приведет к самоуничтожению всех тех институтов, что были созданы в республиках, и краху идеи о некой донбасской идентичности — то есть окажется равносильным признанию бессмысленности пролитой в войне крови.

Читайте также Сценарии урегулирования на юго-востоке Украины

Существует ли альтернатива минскому соглашению, в принципе? Могут ли ополченцы и украинские власти на каких-то других условиях устранить противоречия и наладить диалог? И да, и нет. Для того, чтобы предложить Киеву собственную повестку дня, ДНР и ЛНР предстоит проделать крайне долгий и трудоемкий путь. Первые шаги к созданию на Донбассе жизнеспособных государственных образований уже предприняты — в качестве временной меры введена мультивалютная система, налаживаются контакты с зарубежными инвесторами и разоружаются автономные боевые отряды. Но дончане и луганчане должны ясно отдавать себе отчет в том, что впереди — годы, если не десятилетия, существования в условиях изоляции и отрыва от окружающего мира, стагнации социальной сферы и доминирования теневого сектора экономики.

Полностью справиться с этими вызовами не удалось даже Абхазии и Южной Осетии за 20 с лишним лет де-факто самостоятельного существования. Готово ли нынешнее поколение жителей региона посвятить свое будущее и, возможно, будущее потомков борьбе за идеалы самоопределения, как это сделали абхазы и южные осетины? Понимали ли местные жители изначально, что учреждение народных республик не приведет к повторению крымского сценария, а потребует решения куда более фундаментальных задач? На эти вопросы лидеры ополчения не дают прямых ответов, но само их согласие на обсуждение условий реинтеграции красноречивее иных слов говорит об осознании всей тяжести текущего положения. 

Читайте также В ожидании другой Украины

Впрочем, надежда на скорую федерализацию Украины также выглядит достаточно наивной. Петр Порошенко не далек от истины, когда утверждает, что большинство граждан на гипотетическом референдуме высказалось бы против этой идеи. Действительно, в условиях зачистки информационного пространства и беспрецедентного давления на оппозицию, даже население южных и восточных областей увидит в самом вопросе о федерализации признаки «русской угрозы». Такой референдум мог бы с успехом пройти в изменившейся, открытой и демократизирующейся Украине, но при нынешнем парламенте и, с оговорками, президенте, говорить о создании условий для объективного голосования не приходится. В то же время развернуть назад движение к анонсированной конституционной реформе Киев уже не сможет. А претворение в жизнь предусмотренных ее проектом новаций, по крайней мере, частично преобразит страну.

TASS_8931172.jpg

Если «Оппозиционному блоку» и другим конструктивно настроенным силам удастся взять под контроль парламенты, а значит, и исполнительную власть областей юго-востока, станет возможным хотя бы диалог с республиками на межрегиональном уровне. Как только табу на контакты украинских политических сил с ДНР и ЛНР будет нарушено, создадутся условия для урегулирования спорных вопросов, в том числе и вопроса о форме проведения обозначенных в минском комплексе мер выборов на Донбассе. Если отталкиваться от действующего избирательного законодательства, доминирующим ныне в Донецке и Луганске силам для сохранения контроля над своими вотчинами понадобится партийная оболочка, а значит, и партнеры из числа общенациональных системных структур. Ими могут стать и тот же «Оппозиционный блок», и «Родина» Игоря Маркова, и менее известные объединения. Но рассуждать о более предметных аспектах электоральной легитимизации республик преждевременно, по меньше мере, до тех пор, пока на Украине не начнет изживаться навязанная майданом атмосфера ненависти.

Читайте также На грани новой войны

Обозначенные в Минске условия урегулирования логичны и жизнеспособны, но сторонам может понадобиться время для того, чтобы понять преимущества дипломатического разрешения проблемы. И Порошенко, и ополчению предстоит избавиться от избыточных иллюзий и от внутренних противоречий, связанных с необходимостью преодоления наследия войны. В противном случае за Украиной окончательно закрепится статус «больного человека Европы», Донбассу придется освоить труд, который может оказаться сизифовым, а российская дипломатия на годы вперед погрязнет в изобретении новых механизмов урегулирования конфликта. Не самая захватывающая перспектива, представляющая собой нечто среднее между неустойчивым перемирием и перманентной подготовкой к новым этапам эскалации насилия.   

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".