Статья
28 Декабря 2015 17:19

21-27 декабря: пять интриг 2016 года во внутренней политике

В новом 2016 году Россия вступает в федеральный избирательный цикл, который завершится президентскими выборами. После парламентских выборов 18 сентября начнется постепенная подготовка к выборам главы государства, запланированным на март 2018 года.

Из-за изменения сроков полномочий (VI созыв Думы в прошедшем году сократил свой срок полномочий на три месяца по инициативе ЛДПР и при поддержке «Единой России» и «Справедливой России») кампания по выборам в Государственную Думу будет отстоять от выборов главы государства ровно на полтора года. Однако и результаты выборов, и их оценка в обществе и в политических элитах может серьезно повлиять на стартовые условия президентской гонки и итоговое решение президента Путина о своем участии в выборах 2018 года. Одновременно с парламентскими выборами также состоится как минимум 5 кампаний по выборам глав субъектов и 38 кампаний по выборам в законодательные органы власти субъектов. В итоге нагрузка на избирательную систему окажется очень высокой.

Все ключевые сюжеты во внутренней политике в 2016 году так или иначе будут связаны со стартовавшей избирательной кампанией. Можно выделить пять основных интриг наступающего года.

Первая – вернет ли партия власти («Единая Россия») конституционное большинство. Несмотря на продолжающийся третий год экономический кризис, западные санкции, ответные меры российских властей, напрямую бьющие по карманам избирателей, втягивание России в военные конфликты, три ведущих поллстера два последних года прогнозируют уверенную победу «Единой России» на парламентских выборах. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, в Государственную Думу точно прошли бы три парламентские партии – «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Преодоление пятипроцентного барьера «Справедливой Россией» остается под вопросом.

Больше никакие партии не смогли бы провести свои списки в Госдуму VII созыва. При этом все парламентские партии по сравнению с декабрем 2011 года теряют, а не приобретают мандаты. В одномандатных округах непарламентские партии – «Родина», «Патриоты России», «Яблоко», «Партия пенсионеров» или ПАРНАСа – имеют шансы получить несколько мандатов. Однако общей картины это не изменит. Учитывая традиционный дефицит кадров оппозиции и, напротив, преимущество единороссов в одномандатных округах, которое они неизменно подтверждают в ходе региональных кампаний, результат партии власти на выборах в Государственную Думу может оказаться триумфальным. «Единая Россия» имеет реальный шанс вернуть потерянное в декабре 2011 года конституционное большинство. Во всяком случае, такова текущая динамика электоральных рейтингов. К главным препятствиям, стоящим на пути триумфа единороссов, можно отнести углубляющийся экономический кризис, падение реальных доходов населения (в том числе пенсионеров), рост социального пессимизма, вероятный всплеск протестных настроений в 2016 году, сравнительно невысокая популярность кабинета министров и неуверенное позиционирование лидера партии, премьера Медведева, а также стремление Кремля увеличить дистанцию между партией и президентом. Можно также отметить деятельность Общероссийского народного фронта, который, в отличие от партии власти, имеет постоянные и эксклюзивные форматы взаимодействия с главой государства.

Вторая – произойдут ли перестановки в Кремле и в правительстве до парламентских выборов и доработает ли правительство до конца года. На итоговой пресс-конференции 17 декабря президент Путин подтвердил свое доверие кабинету министров. Глава государства дал понять, что не собирается делать никаких больших кадровых перестановок в ближайшее время. Действующий сценарий Кремля основан на том, что во главе списка «Единой России» на парламентских выборах встанет лидер партии Медведев. Этот сценарий исключает уход Медведева с поста премьера, как минимум, до подведения итогов голосования. Вместе с тем кадровые перестановки в Кремле и правительстве до парламентских выборов следует признать высоко вероятными. Эти перестановки могут быть синхронизированы друг с другом и объединены в рамках общего политического сценария. Причины этих изменений могут быть разнообразными: экономический кризис, антикоррупционная кампания, шлейф коррупционных скандалов или акций протеста 2015 года, решения Путина об изменении структуры исполнительной власти, прошлые договоренности, подготовка к президентским выборам и т.д. Однако, вне зависимости от своей реальной причины, все они будут разыграны властью в контексте избирательной кампании. После парламентских выборов не исключены не только крупные перестановки в правительстве и администрации президента, связанные с формированием нового парламента, но и отставка всего кабинета министров. Однако вероятность такого сценария развития события остается низкой.
***   

 Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

____________

Читайте также:

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".