Статья
2045 11 марта 2016 18:07

Бизнес-выбор «Единой России»

Создание «платформы по поддержке предпринимательской инициативы» в «Единой России» стало еще одним шагом по развертыванию предвыборного инструментария партии власти. Данное решение продиктовано исключительно текущей политической конъюнктурой в свете грядущих выборов.

Напомним, внутри «Единой России» уже имеется три т.н. «платформы» – «социальная», «либеральная» и «патриотическая». Смысл их существования весьма туманен. Достаточно сказать, что социальную платформу возглавляет выходец из крупного рекламного бизнеса Сергей Железняк. Наиболее активна плигинская либеральная платформа, предназначение которой – демонстрировать, что ЕР – это не только партия заскорузлых бюрократов, выступающая за авторитарный режим, но что в ее рамках возможно вести дискуссии с вольнодумным душком, и потенциально готовиться к смягчению курса. Большого влияния на политическую жизнь платформы не оказывают и представляют собой клубы по интересам, своеобразные дискуссионные площадки. Кроме того, они потрафляют самолюбию своих руководителей, повышают их политическую капитализацию.

До последнего момента проблематика предпринимательства обсуждалась в рамках именно либеральной платформы Плигина. Руководство ЕР считало, что ее вполне достаточно, чтобы выступать в качестве переговорной площадки с бизнесом. На заседания платформы всегда приглашались разного рода бизнесмены – как из столицы, так и из регионов, которые доносили свою точку зрения по актуальным проблемам экономической политики. Однако, раз принято решение создать новую платформу, значит, прежний формат руководство ЕР более не устраивает.

Во-первых, сочтено, что слово «либеральный» не должно быть синонимом «предпринимательства». Поскольку на либеральную риторику запроса в обществе нет, и сам бизнес либерализма сторонится, то нужно выводить диалог с ним из-под подобного клише.

Во-вторых, фигура Плигина сочтена не слишком удачной для подобного рода коммуникации. Тому может быть множество причин – и психологическая усталость от него, и смена его кураторов в Кремле, и желание увидеть новые лица на данном направлении.

В-третьих, чтобы привлечь к сотрудничеству с «Единой Россией» известных руководителей из бизнес-среды, им для этого необходимо предоставить четко обозначенное поле деятельности. И Андрей Коркунов, и Евгений Демин, и Татьяна Алексеева не пошли бы на вторые-третьи роли в чужом проекте.

В-четвертых, «Единая Россия» должна сделать ответные шаги после объявления инициативы Бориса Титова. То, что он возглавил «Правое дело», и пойдет на выборы как лидер партии соответствующей идеологической ориентации, вынуждает ЕР демонстрировать свою собственную вовлеченность в проблематику малого и среднего бизнеса.

Однако эффективность новой платформы вызывает большие сомнения.

Желание уловить в сети одного партийного проекта как можно больше разнообразной рыбы приводит к размыванию его идентичности. «Единая Россия» для избирателя – это партия власти, партия сторонников Владимира Путина. В подавляющем большинстве граждан не интересуют заявления, уточняющие и развивающие позиции ЕР по тем или иным вопросам. Им достаточно ключевых параметров – поддержка Путина, плюс позиция губернаторов и иных властей.

Что касается целевой аудитории – бизнес-среды – то ей, как обычно, посылается путаный и дезориентирующий сигнал. Вроде бы АП дает добро, точнее, сама создает партию предпринимательства во главе с Борисом Титовым, но одновременно что-то такое затевается в недрах «Единой России»! Как реагировать на эти противоречивые попытки коммуникации бизнесмену? Либо Титов обманывает, и его проект – несогласованная самодеятельность, либо «Единая Россия» лукавит и ее предпринимательская платформа – просто фейк. Ну или это очередные кремлевские заморочки, когда создаются параллельные колонны с непонятными целями, далекими от провозглашаемых.

Но тот же предприниматель будет ориентироваться в итоге на того, у кого сосредоточен административный ресурс. Партия Титова, очевидно, создается не для победы по партийным спискам, а для проведения по одномандатным округам ряда нужных людей, плюс для решения пиаровских задач – чтобы в России была собственная партия, чья программная цель – защита интересов бизнеса. Поэтому, волей-неволей, большинство его представителей, которые действительно хотят решать какие-то политические вопросы, потянутся, как это и происходило прежде, в «Единую Россию» – не потому что там появилась очередная платформа, а потому что за ней стоит адмресурс. А к Титову отойдут одиночки со своими планами в округах. Также ряд бизнесменов, которые в силу разных причин, не попадут в ЕР, попытают счастья в других партиях – КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР.

Максим Артемьев специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".